Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

208 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Каждый из нас знает, что область эротического желания дале­ ко не в полной мере соотносится с рациональными обоснованиями. Скорее, наше пребывание в потоке желания можно назвать алогич­ ным и связать с реальностью грез, снов и иллюзий. Так, именно в снах и в осмыслении своих воспоминаний, связанных с укрупнением отдельных, наиболее значимых для нас событий прошлого, мы наи­ более подвержены желаниям. Сталкиваясь с феноменами мира желания, человек понимает, что здесь он не на своей территории, выстроенной рациональным образом, ибо многое тут обратимо и развивается на основе правил, которые устанавливаются не им самим. Даже если основания нашего влечения вроде бы нам становятся известны, это ничего не меняет в принципе: «приручения» желания и мечтаний не происходит. Располагаясь в желании, мы себе не принадлежим и хозяевами того, что с нами - внутри него - происходит, не являемся. С нами как раз ничто не «происходит», а именно «случается». И на такой основе хозяйства не выстроишь, собственностью не обзаведешься. Овладевая человеком, страсть будет непременно понуждать его к ограничению своей субъектности и принуждать его к совершению безумных, неистовых поступков, что обязательно затронет ту сферу жизнедеятельности, которую мы намеренно связываем с разумом и рациональным поведением. Совладать с приступом своей ярости человек не может. В этом смысле «ярость» не может быть своей: в ней мы отчуждены от себя и чужие себе. Вместе с явным падением человека, связанным с разру­ шением рациональных оснований его жизни, ярость понуждает нас пережить внутреннюю концентрацию и целостность нашей субъек­ тивности. Оказываясь внутри напора ярости, наше «освобожденное» от разумных построений существо на время неистовства отбрасывает в сторону все сложившиеся формы социализации. Выходя за пределы этих форм, человек собирается в самом себе: его внутренняя суть ин­ тенсифицируется за счет преодоления социальных запретов. Понят­ но, что после разгула ярости разум опять начинает управлять нами и значение социального фактора резко возрастает. Таким образом, развитие ярости в страсти и нашей охваченно­ сти желанием позволяет нам преодолеть запреты, ограничивающие нашу субъективность, чем намечаются новые границы ее развития, а значит — и новые перспективы становления нашей личности. Субъ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz