Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 207 ции объективной действительности, которую мы знали ранее, т.е. до на ступления желания и пленения нас влечением, теряют свои очертания. Периодически совершаемое застолье с большим количеством алкоголя, освобождая человека от его субъективности и, временно по зволяя ему отказаться от его конечности, канализирует неистовство и ярость. В результате, он утрачивает свою индивидуально-личностную определенность. Теперь уже мы обладаем опытом помещения своей конечности в некие, не зависящие от нашего намерения формы, чем устанавливаем новые горизонты ее развития и ограничения. Будучи внутри потоков желания, человек переживает свою конечность: он погружается в глубины своей субъективности и, буквально находясь на дне самого себя, выпадает за свои пределы. Хорошо, если в по следующем у него находятся силы для того, чтобы встать и, осознав свое падение и свои пределы, превзойти себя. Рациональный мир и мир желания борются друг с другом. В ходе этой борьбы происходит вторжение на территорию противопо ложной стороны. Так, в случае нашего неумения преодолевать запре ты, проистекающие из страха перед принципиальной беспредельно стью и бесконтрольностью в отношении путей для развития нашей субъективности, по отношению к которым мы не имеем отработан ных средств жизненной навигации, мы обычно прибегаем к языку, непосредственно связанному с противоположной парадигмой. В результате такой языковой инверсии рационализируется то, что не имеет к рациональному прямого отношения и генетически опреде ляется желанием. Сфера эротического желания осмысливается через язык, применяемый к сугубо рациональной деятельности: например, к социальной (родовой, семейной) или технологической (сексуально партнерской) совокупности актов. Продвигаясь по этому пути, мы опи сываем охваченность человека желанием и его соединение с эксцес сом чуть ли не как проституцию, хотя к ней это прямого отношения не имеет. Не имеет отношения потому, что сознание человека в этом случае определяется иными интенциональными установками. Попутно заметим, что сфера аффективного и эксцессивного по ведения изымается из рационалистического рассмотрения, которым является судебное делопроизводство. Так, если совершенное дей ствие удается объяснить в связи с произошедшим аффектом, то оно оказывается допустимым именно ввиду его неразумности.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz