Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 205 киваемся с иным механизмом, который связан с испытанием нами преодоления своей ограниченности. В эротическом желании человек приобщается к тому, что его превосходит и воспринимает превосходящее как нечто, без чего ему не обойтись, будучи в своей конечности. Некоторая неполнота, огра­ ниченность и частичность достижения эротического влечения накла­ дывает мощный отпечаток на психику человека. В результате такого испытания формируется пусть и частичный, но отказ от своей соб­ ственности - собственности тела и социального статуса. Заметим и другое. По большому счету вся наша жизнь стано­ вится поиском различных форм превышения нами своей конечности в приложении их по отношению к себе. Взаимодействие с конструк­ циями и феноменами, способными обеспечить нам такое преодоле­ ние нашей дискретности, составляет одно из существенных основа­ ний нашей жизни. Предельной формой такого взаимоотношения является практи­ ка соотнесения с бесконечными принципами, однако она подвластна немногим. Эротическая же деятельность, формирующаяся на основе переживания человеком своего желания, привлекает каждого своей доступностью и распространенностью. В эротике соотношение чело­ века с бесконечным осуществляется и через его отношение к вби­ рающему в себя желанию, и посредством его отношения к форми­ рующимся коллективным телам, и благодаря отношению человека к процессу реализации желания, когда некоторые его «итоги» и «ре­ зультаты» осознаются им как промежуточные и частичные. В выхождении человека из себя происходит изменение уста­ новки сознания, связанное как с нарушением представлений о нор­ мальном и ненормальном, так и с возможностью их взаимоотноше­ ния между собой. В исступлении и неистовстве, ярости и экстазе че­ ловек настолько оказывается захваченным безмерным, что идет на крайности: он буквально попадает на «край» обжитого и понятного себе существа. В контексте вышесказанного важно подчеркнуть, что человек испытывает наслаждение как раз в распаде границ знакомой - себе самому - субъективности. Причем это наслаждение напрямую свя­ зано с распадом социальных норм приличия. Сознание отступает на задний план, а душа человека вверяется настроению. Соответствен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz