Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 203 щение психики, в результате этот «крен» души отражается в «зеркале» души - в лице человека. Такое изменение связано с непривычными и необычными конфигурациями мышечных тканей лица, а также в не­ привычно новом выражении глаз и других участков лицевой поверх­ ности. Вероятно, стремление сохранить переживаемое и удержать его в себе приводит к тому, что человек закрывает свои глаза. Шея его выгибается, голова откидывается назад, чем привычный взгляд на человека, связанный с поддержанием ежедневной перспективы рассмотрения его извне, существенно изменяется. Человек вбирает в себя отпечаток памяти о новом - о том, что вошло и вместилось в него посредством желания, изменяя каждый элемент его психофизи­ ческой структуры. Каждый человек несет в памяти свое столкновение с преодоле­ нием предела: воспоминания о тождестве с беспредельным являют­ ся сильнейшим организующим фактором психических переживаний. Подводя некоторый итог, можно констатировать, что именно присут­ ствие в нашем сознании объективируемого - в своей направленно­ сти - желания помогает ограниченности каждого из нас превзойти себя. Причем сделать это с радостью, хоть бы и отягощенной ноткой грусти. Радость - она от встречи с безмерным, грусть - от осознания невозможности полного растворения в нем. Понятно, что прикосновение к безмерному не может не устра­ шать человека. Так, половой акт, впервые увиденный ребенком, спо­ собен его не только испугать, но и устрашить. К слову, напомним об иронии Курта Воннегута, связанной с выявлением уродливости и да­ же никчемности эстетики полового акта, по сравнению с гармонич­ ной и отточенной красотой обоюдного взаимодействия пяток двух увлеченных друг другом людей. Постепенно у каждого из нас устанавливается своя практика взаимоотношений с желанием, которая позволяет нам отчасти адап­ тироваться к периодическим встречам с ним и найти приемлемый способ соразмерности бесконечного со своей конечностью. Вот по­ чему, испытав такое приобщение, мы переживаем радость, а также храним память о произошедших встречах. Заметим также и то, что, попадая внутрь одного коллективного тела и располагаясь в нем, человек временно избавляется от давле­ ния своей субъективности. В последующем он способен взаимодей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz