Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

196 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Аналитическая составляющая сознания, воплощаемая в стрем­ лении человека контролировать, рассчитывать и прогнозировать свое поведение, при нарастании охватывающего нас желания прикоснуть­ ся к силе потока, в котором возможно себя потерять, угасает и функ­ ционирует с существенными ограничениями. И тогда когда наше эро­ тическое желание со стоящей за ним ностальгией по прикосновению к беспредельному воплощается в некоем объекте страсти, мы испы­ тываем подчас горькое чувство неудовлетворения. Уже после того как эротическое желание охватывает человека, но реализуется только ча­ стично, одна из интенций нашего сознания терпит крушение. Испытав желание и приобретая реальный опыт прикосновения к нему, чело­ век может рассматривать увлекавшее его ранее желание с иных по­ зиций. Важно не «застрять» в топосе объекта, через которое желание испытывается нами, т.е. не идентифицировать желание с объектом обладания. Непременно надо видеть разницу между ними. Отдаться беспредельной силе желания человек может, только преодолевая сложившиеся запреты. Понятно, что опыт трансценди­ рования и превосхождения любых пределов позволяет субстанциа­ лизироваться неизвестным ранее областям внутренней жизни. Дума­ ется, что в эротике само соотношение между тем, что допустимо, и недопустимым проявляет себя многогранно и многоаспектно. В первую очередь, проблема нарушения запрета связана с же­ ланием преодолеть ограниченностьтела, когда человек периодически переживает его «тесноту». Эротическое желание можно рассматри­ вать в перспективе преодоления нами ограниченности своего тела. Таким образом, эротика заставляет нас признавать конечность наших тел и тела вообще, причем в деле преодоления конечности тела сама практика обращения нас к конкретным телам не так уж важна. Более важно обратить внимание на перманентность таких наших устрем­ лений, но не на воплощение их в реальности конкретных телесных конфигураций. Можно предположить, что чем острее и глубже пере­ живание человеком своей конечности, соотносимой с ограниченно­ стью своего тела, тем сильнее его эротическое влечение. В страсти и эксцессе выражается стремление нашего сознания к безграничному и бескрайнему. Эротическое желание, видимо, долж­ но пониматься нами в качестве одной из значимых психических форм преодоления человеком своей конечности, по отношению к которой

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz