Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
196 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Аналитическая составляющая сознания, воплощаемая в стрем лении человека контролировать, рассчитывать и прогнозировать свое поведение, при нарастании охватывающего нас желания прикоснуть ся к силе потока, в котором возможно себя потерять, угасает и функ ционирует с существенными ограничениями. И тогда когда наше эро тическое желание со стоящей за ним ностальгией по прикосновению к беспредельному воплощается в некоем объекте страсти, мы испы тываем подчас горькое чувство неудовлетворения. Уже после того как эротическое желание охватывает человека, но реализуется только ча стично, одна из интенций нашего сознания терпит крушение. Испытав желание и приобретая реальный опыт прикосновения к нему, чело век может рассматривать увлекавшее его ранее желание с иных по зиций. Важно не «застрять» в топосе объекта, через которое желание испытывается нами, т.е. не идентифицировать желание с объектом обладания. Непременно надо видеть разницу между ними. Отдаться беспредельной силе желания человек может, только преодолевая сложившиеся запреты. Понятно, что опыт трансценди рования и превосхождения любых пределов позволяет субстанциа лизироваться неизвестным ранее областям внутренней жизни. Дума ется, что в эротике само соотношение между тем, что допустимо, и недопустимым проявляет себя многогранно и многоаспектно. В первую очередь, проблема нарушения запрета связана с же ланием преодолеть ограниченностьтела, когда человек периодически переживает его «тесноту». Эротическое желание можно рассматри вать в перспективе преодоления нами ограниченности своего тела. Таким образом, эротика заставляет нас признавать конечность наших тел и тела вообще, причем в деле преодоления конечности тела сама практика обращения нас к конкретным телам не так уж важна. Более важно обратить внимание на перманентность таких наших устрем лений, но не на воплощение их в реальности конкретных телесных конфигураций. Можно предположить, что чем острее и глубже пере живание человеком своей конечности, соотносимой с ограниченно стью своего тела, тем сильнее его эротическое влечение. В страсти и эксцессе выражается стремление нашего сознания к безграничному и бескрайнему. Эротическое желание, видимо, долж но пониматься нами в качестве одной из значимых психических форм преодоления человеком своей конечности, по отношению к которой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz