Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 193 ний мир человека в эротическом желании связывается всегда с чем-то другим - с другим человеком и с другой силой. Собственно и в реализа­ ции эротического желания в сексуальном действии, являющемся теле­ ологической причиной желания, внутреннее начало человека выходит вовне себя и сливается с внутренним началом другого человека. Если на первом этапе развития желания большую роль играют зрение и слух, то по мере его реализации и формировании опыта проникновения в наслаждения все большую роль начинает играть осязание. Каждый, кто пережил желание, знает, что в крайних ситуациях возбуждения его существо предельно отождествляется с осязанием и даже становится от него неотделимым. Первоначальная способность человека в осязании, имеющаяся у него от природы, преобразуется таким образом, что у него формируется потребность в касании. Человек жаждет прикосновения в ситуациях снижения и «об­ нуления» своих индивидуальных лимитов, будь то лимиты его про­ странства, его времени или его жизненных сил. В такие дни он тянет­ ся к прикосновению и даже жаждет его. Однако есть другие периоды и сезоны нашей жизни, когда мы стремимся отстоять свою телесную и социальную индивидуальность, как и присущие ей пределы. В этих случаях мы всячески защищаем свои границы, считая любое прикос­ новение посягательством на нашу определенность и нарушением границ нашей личности. Будучи внутри таких ситуаций, мы страшим­ ся прикосновения и склонны тогда его категорически не принимать. Прикосновение - оно и манит, и страшит. В развитии эротиче­ ского желания потребность в касании связывается с некоторыми - особо выделенными - участками тела. Культивирование локализации эротического касания достигает своего апогея в практике выделения «трогательных» мест: «трогательных» как в прямом, так и в перенос­ ном смысле слова. Вершина осязательности - половой акт - является прикосновением - прикосновением особого рода. Его значение свя­ зано с приобщением человека к событию выхождения за свои преде­ лы, что связано с осуществлением трансцендирования его существа за пределы тела. Так или иначе, но, реализуясь, прикосновение при­ водит к утрате телесной определенности человека. Важную роль в становлении желания играет и обоняние. Чело­ век приучается воспринимать запах тела и отдельных органов в пря­ мой связи с событиями эротико-сексуальной сферы, т.е. в качестве 13 - 1857

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz