Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 191 полнительное и вспомогательное средство по отношению к нашему Я. Оно становится основанием любой коммуникации Я как с самим собой, так и с другими Я. Со всех сторон наше тело зажато в потоки жизни. Входя в раз­ личные сцепления нашего тела с другими телами, мы обрекаем его на анонимность. Оно не самодостаточно и в связанности с другими телами предстает в качестве элемента действия других сил, реали­ зующих себя посредством нашего Я. Так, мое тело несет на себе зна­ ки одежды, украшений и татуировки, и всеми этими средствами оно призвано говорить не о себе самом, а о моем Я. Тело отчасти показывает, высказывает и выказывает себя в без­ вольном и безрассудном, выявляя этим некоторую свою автономию. Только при патологическом развитии и распаде отношений между нашим Я и телом его автономия приобретает форму шизоидного со­ стояния, когда оно никак не может сопрягаться с нашим Я. В любом случае, нам не обойтись без тела. Поиски нашей субъ­ ективности связаны с рефлексиями, которые осуществляет наше Я по отношению к себе, когда средством и основой рефлексивного вос­ производства будет в первую очередь наше собственное тело, а по­ средством него и тела других людей. Без тела коммуникационный обмен моего Я с другими Я не может состояться в принципе. Наше присутствие выявляется в актах «возникновения» Я вну­ три тела. Субстанции нашего характера, нашей воли и нашего разума, субстанция нашей личности, в конце концов, образуются хотя и по­ верх тела, но не без тела. Так что каждому из нас стоит, если и не уважать, то хотя бы замечать свое тело. Будучи охваченными желанием, мы поддаемся действию внутреннего, кото­ рое, по крайней мере в этот момент, нас превышает и превосходит. Вот почему мы способны погружаться в желание и рас­ творяться в нем. Здесь мы сталкиваемся с силой, влекущей и увлекающей нас, как и того человека, которым мы увлечены и к которому влечемся. В охваченности желанием мы не можем не быть распущенными: мы именно распускаемся и подчиняемся тому, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz