Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

190 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ шизоидных состояниях человек не может сам соединить свое Я со своим телом. В шизоидных состояниях человек утрачивает нечто для себя чрезвычайно важное: он теряет связь со своим телесным при­ сутствием. Возможность воздействия на тело осмысливается в качестве приведения его «в чувство». Это достигается путем придания телу условий, когда наше Я ничем не ограничено в своих - с телом - отно­ шениях. Иначе говоря, наше Я имеет безграничную власть по отноше­ нию к нашему телу, в результате чего телу надлежит выдерживать та­ кое отношение. Пока оно это делает, мы считаем, что все в порядке. Однако ситуация бесконечного развития нашего Я и возмож­ ность совершения нами новых трансцендентных смещений по отно­ шению к телу связаны именно с конечностью тела и опираются на нее. Наша чувственность, разумность и воля выявляют себя в преодо­ лении конечности, определенности и смертности нашего тела. Иначе, бесконечному «не за что зацепиться». Конечность тела оказывается тем будоражащим препятствием, без которого сила нашего Я быть выявленной не может. Можно сказать, что в конечности тела выявляется бесконечность моего духа. И тогда противоречие между ними может осознаваться в качестве основы моего существования. В ситуации нашей неспособ­ ности образовывать синтезы Я со своим телом это противоречие при­ обретает характер антиномии. Важно и то, что соприсутствие моего Я и моего тела осущест­ вляется и длится во времени: во времени человек сталкивается как с их согласованностью, так и с их разногласием. Свести тело исключи­ тельно к протяженности не удается. Дело в том, что вовне нашего Я тело действует после того, как оно уже есть, а «есть» оно в ситуации его связанности с нами, которая оформляется во времени. Такая связь сначала «есть» и есть изначально. Только затем тело способно «по­ казать» себя в отстранении от нашего Я. Другой аспект понимания тела связан с тем, что в пространстве тело выявляет свою неизменность и целостность, тогда как во вре­ мени - свою изменчивость и нестабильность. Ввиду этого субъектив­ ность - это исключительно мое и только мое достояние: своей субъ­ ективностью - без и вне тела - мы поделиться ни с кем не можем. Наше безграничное Я реализует себя в приспособлении к размер­ ности тела. И потому тело не может восприниматься только как до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz