Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 189 Наше знакомство с телом начинается с привыкания к нему. Мы учимся ходить, оперировать разными органами и использовать их по «прямому» и «непрямому» назначению, усложняя свои - с нашим телом - связи. Мы привыкаем к телу, приноравливаясь к нему. Мы какое-то время не замечаем разницы между ним и своим Я. Инте­ ресно, что именно тот период времени, когда мы свое тело от себя не отделяем и способны не обращать на него никакого внимания, мы склонны отождествлять с жизнью. В этот период жизнь мыслится на­ ми как процесс, тон которому задает именно наше Я, но не тело. Однако затем мы как-то все больше и больше отмечаем, что с нашим телом что-то не так. Привычность наших отношений со своим телом начинает давать сбои. Особенно это ощутимо во время болез­ ни. Тело начинает вдруг жить какой-то своей жизнью вне нас, да так, что мы уже не можем не обращать на него внимания. При нарастании приступов «негодности» нашего тела по отношению к нам и прямо связанной с этим самостоятельностью тела в его проявлениях мы, по­ жалуй, даже склонны объявить, что наша жизнь стремительно рушит­ ся. Время и пространство ситуаций, когда мы со своим телом уже не на «ты», мы с жизнью теперь прямо не связываем. Мы чувствуем, что это какое-то пограничье - пограничье между присутствием жизни и ее отсутствием. Ранее жизнь представала нам в качестве цепи гармоничных согласований нас с нашим телом, когда в таких соотнесениях и сце­ плениях не возникало никаких серьезных изъянов. Совместные арти­ куляции нашего Я и нашего тела собственно и создавали основания для среды нашей жизни. Тело напоминает о себе через боль, заставляя нас обратить на него внимание. Болезнь же обостряет проблему связи человека со своим телом. Если распад такого единства углубляется вплоть до не­ обратимости, то Я человека все больше отстраняется и обособляется от его тела. Со стороны это фиксируется в качестве патологии. Ши­ зоидные состояния как раз и служат свидетельством невозможности для человека выйти из таких ситуаций самостоятельно: в них Я чело­ века «живет» отстраненно от его тела. Возможно, шизоидные состояния можно интерпретировать в качестве своего рода «удлинений» и «продлений» периодов самосто­ ятельного существования наших тел. Такие состояния периодически присущи каждому из нас, но только с той разницей, что в собственно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz