Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

188 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ шего тела и нашей психики; надежность связи сознания и речи. Страх утраты устоявшегося существования охватывает и сжимает человека. Неудивительно, что мы всеми доступными средствами, включая и те из них, которые считали раньше недоступными, пытаемся вернуть се­ бе те привычные формы артикуляции, благодаря которым выстраива­ лась и реализовывалась как наша телесная, так и наша психическая организация жизни. Если такие артикуляции постепенно обретаются нами после болезни, мы успокаиваемся. При вторичном и следующем наступлениях болезни человек стремится свыкнуться с болевыми ощущениями и отождествить свое сознание как с уже проявившимися ранее симптомами болезни, в которых было задействовано тело, так и с их закрепившимися обра­ зами. Теперь уже, когда человек принял и допустил в себя существо болезни, он частично и на время идентифицирует себя с ней. Болезнь нас изменяет: она расставляет непривычные акценты в нашем повседневном порядке жизни и «утяжеляет» сознание до­ бавочными рефлексиями понимания, принуждая нас к сужению по­ ля нашей жизни: иногда - к сужению внешней среды жизнедеятель­ ности, строящейся на коммуникативной основе с окружающим нас миром, и всегда к сужению внутреннего мира. Но в любом случае, болезнь есть фактор, изменяющий и усложняющий наше восприятие мира и самих себя. В этом смысле болезнь есть условие попадания нас в новую и непривычную ситуацию, которая привносит совершен­ но иной аспект в наше сложившееся существование. Наши отношения с телом крайне сложны. Мы пользуемся тела­ ми, которые нам достаются. Если даже современный человек и выстра­ ивает свои отношения со своим телом с позиций его «обновления», «коррекции» и «изменения», то это основывается на некоей изначаль­ ной телесной данности, которая нам придана независимо от нас. Мое Я не есть тело, но тело-то, в котором я пребываю и живу, на которое я смотрю в зеркало, оно - мое. Удовлетворен ли я своим телом или нет, наслаждаюсь ли им или оно приносит мне страдания, я точно знаю, что я - не тело, потому что независимо оттого, удовлетворен или не удовлетворен Я своим телом, Я есть именно Я, а не кто-то другой. Тело - оно само в себе. По отношению к нам оно свое, вроде бы, свое, но нет-нет, да и становится вдруг чужим. Временами оно даже более чужое, чем мое.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz