Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

186 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Предельным отказом от состоятельности и привычности себя становится смерть. Уже говорилось о том, что смерть может пони­ маться сугубо символически, т.е. входить в нашу жизнь как предель­ ное событие, сводящее к ничто любые сложившиеся и установившие­ ся знаковые соответствия. Принять смерть и смерть любого знака невероятно, ведь дей­ ствует иллюзия того, что у нас всегда «под рукой» имеется знание о смерти, которое предохраняет знак от распада в том смысле, что на смену одному знаку обязательно приходит новый знак. Почти невоз­ можно принять мысль о том, что мы умираем ежедневно, ежечасно и даже мгновенно. В том числе мы умираем потому, что не умеем собирать себя из состоявшихся и определившихся знаков. Одной из форм собирания себя в традиционных культурах яв­ ляется молитва, а шире культовое действо, сопровождающееся обычно обрядами и ритуалами, но к ним не сводимое. Это действо непременно пронизано памятью о смерти и напоминает нам о ней. Отличие человека от животного состоит в том, что человек мо­ жет отделять действие от присущего ему значения. Существо нашей жизни раскрывается нам не только и не столько в измерении нашей активности, вызываемой существованием, но и в иной перспективе - в плоскости значений и смыслов, где мы принуждаемся к соверше­ нию действий, совершенно не раскрываемых прагматическим и ути­ литарным образом. Человек принципиально умнеет и «крепнет» по мере своего продвижения по пути такого аналитического членения, связанного с выделением мотива, замысла, смысла. Более того, в своем сосредо­ точении на операциях такого рода человек способен связывать свою жизнь со служением делу членения. Пониманием живет только человек: животное в понимании не нуждается и к пониманию не способно. Понимание есть движение в параметрах изменения значений вне действия. Но такое движение затруднено тем, что траектория нашего движения не дана нам сама по себе и сама собой. Иногда ее приходится выстраивать вопреки существованию. Как раз способом такого выстраивания и является деятельность по порождению концептов, т.е. деятельность смысло- порождения; деятельность сакральная и литургическая.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz