Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 15 нагромождение несогласованных между собой содержаний, когда его существо распадается на отдельные части, совмещенные с раз личными содержаниями, и находится в состоянии противостояния себе. Необходима особая среда, т.е. дополнительное пространство и дополнительное время, мысленно помещаясь в которую он мог бы взглянуть на свое существование. Будучи в этом дополнительном - мыслительном - измерении, человек обретает энергию расщепления, позволяющую ему, пусть и на время, но порвать со средой существо вания. Так у нас возникает перспектива мыслительного восприятия за счет расширения способности замечать что-либо, усложняя и изме няя видимое. Мы обретаем понятийную оптику, благодаря которой вводим в свое зрение дополнительное измерение. Более того, такая перспектива понимания собственно и воспро изводит эффект продления содержания. Содержания укрупняются эй детически: в свете образов (идей) отдельные содержания обретают их энергию эйдосов. Идея - самоопорна и самообоснована. Ее воплощение - вто рично. В этом - слабость и сила идей. С одной стороны, идеи могут быть совершенно не связаны с вещной действительностью, но с дру гой - они могут пронизывать жизнь неожиданно, появляясь там, где их не ждут, и тогда, когда для них нет, вроде бы, никаких условий для воплощения. В сознании человека или народа формируются устойчивые свя зи отдельных содержаний, как бы нанизанных на одну идею и соот несенных в одном образе. Стоит допустить саму возможность образо вания таких содержательных синтезов, которые способны многократ но превышать психику отдельных людей и даже выходят за пределы жизнедеятельности целых народов. Особенно это заметно в случаях, когда конкретные народы или нации втянуты в отношения своего подъема или распада, но которые довольно трудно объяснять «мас совым» героизмом, «массовым» психозом или «массовой» истерией, потому что речь в данном случае идет не о массах, а о присутствии в жизни устойчивых культурных форм соединения содержаний, как и об особых сигнальных и символических аппаратах культуры. Когда нет мысли, а значит, не происходит усложнения жизни и не осуществляется ее усложненного восприятия, тогда налицо редук ция жизни к физике. Жизнью в этом случае управляют законы физи ческого существования.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz