Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 185 дится. Стоит говорить именно о присутствии нашего Я; его присутствии здесь и сейчас. Можно сказать, что в феномене самоприсутствия мы сталкиваемся с коллапсом времени и пространства. Там же и тогда, где и когда мы в своем существе различаем разное, самоприсутствие исчезает, уступая место маршруту, хронологии и биографии. Реалистическое миропонимание как раз и основывается на том допущении, что все совершается независимо от нас. Элементы реа­ листического мира согласуются без нашего в них участия. Значимым моментом реализма является также допущение «вечного» дления мира и его стабильности. В такой перспективе понимания Я предста­ ет как не имеющая собственной емкости структура: в ней нет частной жизни, нет субъективности. Такое Я - бесполо, неактивно и симуля- кративно. Все экивоки на то, чтобы мы «вошли в какую-либо ситуацию», предполагают то, что мы должны полностью поместиться в содержа­ ние конкретного случая и отождествить себя с деталями произошед­ шего вне какого-нибудь «мыслительного» остатка. Не понятное нам прошлое становится границей нас самих. И все события прошлого влекут нас именно ввиду невнятности понима­ ния. К тому же, нас напрягает пусть и частичная, но экстерриториаль­ ность событий прошлого по отношению к нам. Соединяя их с собой посредством понимания, мы изменяем свою идентичность. В момент овладения прошлым мы сосредоточиваемся на се­ бе. Но только мы достигаем восстановления, наша субъективность, оказываясь вовлеченной и погруженной в знаки, теперь уже принад­ лежит не только нам. Стремясь найти себя, мы можем выстраивать свой психологи­ ческий образ, связанный с рациональной конструкцией себя и уста­ новлением некоторого соответствия себя конкретным знакам. В этом случае мы «строим» свой образ, который становится для нас при­ вычным. Становление привычки связано с устойчивой комбинацией знаков, между которыми устанавливается некий баланс, создающий равновесие нашей субъективности. И до какого-то момента нас это вполне устраивает. Однако когда-то нам становится этого мало, и мы вынуждаемся к новому обращению к своему прошлому и поиску себя в нем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz