Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

184 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ принуждают к моментальному чувственному отклику и не дают нам задуматься. Такое действие является, по сути, реакцией и не твоим действием; не действием тебя самого. Непосредственность чувства непременно должна замещаться мышлением, ибо чем глубже мы увязаем в бездумных и неосмысленных действиях, тем меньше и меньше мы готовы осуществлять мыслительное напряжение. Вот мы и вгоняем себя в зону активности, намеренно растворяясь в ней и стремясь избавиться от собственного присутствия, если оно только не «взбрыкнет» с такой силой, что его уже нельзя будет не заметить. Фактически наша жизнь есть грань между изменением и ста­ бильностью. В ситуации акцентированного внимания к порядку жи­ вое связывается нами со стремлением реализовать себя именно в порыве и безрассудстве. В ситуации доминирования произвольного поведения, по типу «вдруг» и «неожиданно», мы нуждаемся в отстаи­ вании порядка. И в этом смысле жизнь наша развивается на границе двух устремлений. Но тогда живое, в отличие от того, что им не является, можно определить в качестве того, что как изменяется, так и сохраняется. Причем изменяется и сохраняется живое, исходя из оснований, при­ сущих именно ему. Интересно, что мы принципиально допускаем спонтанность не только в отношении к природным явлениям, но и там, где мы склон­ ны сталкиваться с природным началом в самих себе: в порыве чувств, аффекте и экстазе; т.е. тогда, когда допускаем утрату контроля над собой и возможность развития ситуации вне себя. Вместе с тем на спонтанные действия в социальной сфере мы склонны смотреть преимущественно с осторожностью. Скорее, мы попробуем приучать любые «неистовства», соотнося их с нормами приличия и связывая их с должным в качестве недолжного. Спонтан­ ность - это другое название феномена в его принципиальном сопро­ тивлении анализу, в призме которого он исчезает, уступая место яв­ лению. Попадание в свое Я характеризуется «пропажей» времени и пространства, ведь акцент связан именно с тождеством нас с собой, а не с нашим - по отношению к себе - различием. Поэтому-то рас­ суждать о наличии Я и субстанциальности его организации не прихо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz