Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 183 свое онтологическое опоздание и способны принять настоящее, т.е. свое время, тогда как другие к этому не готовы. Причем «принять» не значит «знать заранее» и «рассчитывать»», ведь если мы стремимся быть собой, то принимаем настоящее в любом случае, готовы мы к этому или нет. Настоящее не закончено и всему открыто. Не прини­ мая свое время и не живя настоящим, мы помещаем себя в проекции прошлого и будущего. В настоящем и в нашем - к нему - опоздании коренится залог именно нашего развития, связанный и с онтологиче­ ской возможностью нашего изменения, и с возможностью принятия нами этого изменения. Мы часто придерживаемся мнения, что все случившееся и со­ стоявшееся есть. В этом случае мы опираемся на формы нашего язы­ ка, которые поддерживают установленные границы мира. Условием продления прошлого становится наш язык. Измени его, и связь с про­ шлым станет проблематичной, но возникнут очертания нового кон­ цептуального континуума нашей жизни, т.е. нового мира. Особенно трудно увидеть себя как проблему: увидеть свой слу­ чай и случившееся объятыми и пронизанными мышлением. Трудно увидеть себя в противопоставлении всему, каким бы оно ни пред­ ставало. Мир - тяжелая ноша. Она - не для каждого и многих отпуги­ вает. Сегодня выработано много способов «избавления» от мира. В сформулированных и данных «ответах» мир норовит скрыться и спря­ таться. В вопросах же - он раскрывает нам себя. Мир - это проблема, которая раскрывает себя вне любой определенной формы своей со­ стоятельности как логический принцип этой «состоятельности». Иначе говоря, мир есть различение. Мир - это связь различ­ ного: связь феномена и объекта, экзистенции и категории, эйдоса и материи. Схватывая и удерживая различие, человек попадает в суть проблемы, где сталкивается с миром. Дело в том, что выполнение акта различения имеет своим результатом обретение нами глубины. Насколько нам удается погружаться в различие и устаивать в нем, на­ столько нами обретается глубина мира и глубина нас самих. Разумеется, сначала мы должны блокировать спонтанные ре­ акции, предопределяемые необходимостью существования, ибо они

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz