Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 181 В противном же случае, существо жизни тяготеет к расположению вне настоящего с акцентом на его условном и преходящем характере. В результате наш соотечественник как бы оставляет за собой право жить не отдельными содержаниями, а целым, как и говорить от име ни целого, словно пребывая вне времени. Русский фразовый контекст не связан с отдельным, и частное, не находя своему существованию языковой опоры, рассеивается и улетучивается. Прямая языковая связь русского сознания с целостностью ми ра не способствует тому, чтобы оно замечало и выделяло частности. Но если наш человек поставлен в ситуацию, когда не может обойти частное, это воспринимается как вынужденная мера и вызов нацио нальной онтологии. Заметим, что глагол-связка «есть» устойчиво фигурирует в оте чественном языке - как в речи, так и в письме - там и тогда, где и ког да требуется педантично выверенное языковое отношение к жизни, тяготеющее к норме. В частности, такое положение дел характерно для языка бухгалтерии, юриспруденции и, например, для некоторых процедур логического «наведения» порядка в науке. Нормативное в своем возникновении напрямую связывается с частным - с тем, ха рактер чего принципиально условен. Нормативный язык способен функционировать исключительно в измерении частного знания. И потому привлечение внимания к «есть» с неизбежностью приводит к уточнению и уменьшению основания нашей жизни, когда пределы нашего мира намеренно получают строгое ограничение. Можно констатировать, что фактически речь идет об искус ственных языковых средах, строящихся по мере необходимости, но не по внутреннему намерению отечественного сознания. Любой ис кусственный язык, будучи «иноземным» в своем генетическом проис хождении, воспринимается русским сознанием в качестве какого-то внешнего «нашествия», которое никак не способно затронуть его глу бины. В результате партикулярное отношение к жизни у нас, русских, не приживается. Оно - на задворках нашего мира, тогда как сам рус ский мир - на задворках цивилизованного мира, развивающегося по лекалам строгих субъектно-предикативных пропозиций с присущим ему акцентированным выделением к глаголу-связке «есть», что за дает цивилизованному сознанию сугубо лимитированное отношение к сущему через его устроение посредством частного.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz