Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 181 В противном же случае, существо жизни тяготеет к расположению вне настоящего с акцентом на его условном и преходящем характере. В результате наш соотечественник как бы оставляет за собой право жить не отдельными содержаниями, а целым, как и говорить от име­ ни целого, словно пребывая вне времени. Русский фразовый контекст не связан с отдельным, и частное, не находя своему существованию языковой опоры, рассеивается и улетучивается. Прямая языковая связь русского сознания с целостностью ми­ ра не способствует тому, чтобы оно замечало и выделяло частности. Но если наш человек поставлен в ситуацию, когда не может обойти частное, это воспринимается как вынужденная мера и вызов нацио­ нальной онтологии. Заметим, что глагол-связка «есть» устойчиво фигурирует в оте­ чественном языке - как в речи, так и в письме - там и тогда, где и ког­ да требуется педантично выверенное языковое отношение к жизни, тяготеющее к норме. В частности, такое положение дел характерно для языка бухгалтерии, юриспруденции и, например, для некоторых процедур логического «наведения» порядка в науке. Нормативное в своем возникновении напрямую связывается с частным - с тем, ха­ рактер чего принципиально условен. Нормативный язык способен функционировать исключительно в измерении частного знания. И потому привлечение внимания к «есть» с неизбежностью приводит к уточнению и уменьшению основания нашей жизни, когда пределы нашего мира намеренно получают строгое ограничение. Можно констатировать, что фактически речь идет об искус­ ственных языковых средах, строящихся по мере необходимости, но не по внутреннему намерению отечественного сознания. Любой ис­ кусственный язык, будучи «иноземным» в своем генетическом проис­ хождении, воспринимается русским сознанием в качестве какого-то внешнего «нашествия», которое никак не способно затронуть его глу­ бины. В результате партикулярное отношение к жизни у нас, русских, не приживается. Оно - на задворках нашего мира, тогда как сам рус­ ский мир - на задворках цивилизованного мира, развивающегося по лекалам строгих субъектно-предикативных пропозиций с присущим ему акцентированным выделением к глаголу-связке «есть», что за­ дает цивилизованному сознанию сугубо лимитированное отношение к сущему через его устроение посредством частного.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz