Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

180 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в имитации чувств и страстей, имитации мысли и смысла, имитации дел и усилий, имитации пространства и времени. Другой формой, альтернативной суждению, становится речь про себя, которая не понятна никому, кроме самого с собой разго­ варивающего. Такая «речь» стоит особняком по отношению ко всей языковой среде, смонтированной на основе суждений. В этих спец­ ифических языковых формах, альтернативных суждению, нам явлена нерасчленяемая целостность нашего присутствия. Это - альтернатива возможности объективации и перевода в суждение всего, что спо­ собно быть отнесено к существованию, путем предикации субъекта. Внутри субъектно-предикативного суждения первичность бытия, свя­ занная с безусловным восприятием мира, опосредуется и обуславли­ ваются обстоятельствами существования. * * * Остановимся на специфике употре­ бления глагола «есть» в русском языке. В синтаксисе русского языка мы не связаны с обязательным и «жестким» употребле­ нием глагола-связки «есть». Основание «есть», конечно, присутствует в связи субъ­ екта и предиката, однако, подразумеваясь, оно может и не быть выражено знаковым образом. Вероятно, данное обстоятельство позволяет нам, русским, переходить от одного суждения к другому практически мгновенно. Мы способны сразу же изменить угол языкового отношения к миру, раскрывая сложившуюся определенность заново и расставаясь с тем, что уже как-то определилось ранее. Возможно, именно легкость нашего языкового отказа от связки «есть» позволяет нам онтологически флиртовать то с прошлым, то с будущим. Во всяком случае, последствием этого являются призрач­ ность и блеклость нашего настоящего, выражающаяся в некоей за­ брошенности всего, что имеет к нему отношение. Видимо, имеется некая связь между уютным расположением нашего сознания в насто­ ящем, как и выделением им значения этого обстоятельства, с одной стороны, и лексической фиксацией логического присутствия «есть» в языке на уровне знака - с другой. В таком случае человек не может не дорожить настоящим, отстаивая каждую частность случившегося.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz