Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

178 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Мы движемся «по жизни» от смысла к смыслу: наш путь опреде­ ляется через установление нового смысла, который, как маяк, позволяет нам находить путь в дремучести содержаний своего существования. Содержание жизни - оно у каждого свое, ибо нет двух одина­ ковых жизней. Жизненное содержание есть то, что выделяется об­ стоятельствами и случаями жизни каждого, и потому «обменяться» своими содержаниями друг с другом люди не могут. У каждого из них разные жизненные обстоятельства, случаи и ситуации. Организовать разные содержания можно только за их пределами. Не умея делать это, человек погружается в сугубо свои эмоциональные состояния, из которых ему становится трудно выйти. В отличие от прошлого и будущего, наше настоящее никогда не обеспечено. В настоящем мы всегда втянуты в дело риска и вы­ нуждены освобождаться от любых форм того, что когда-то и где-то показало свою состоятельность в пределах как нашей, так и не нашей жизни. Мы оказываемся не в состоянии увидеть настоящее потому, что стремимся устроиться, вжиться и освоиться. Однако устроением и освоением настоящее всякий раз извращается, и ты из него как-то выпадаешь, ибо стремишься продлить существующее. Здесь небезынтересно обратиться к предельной назидательно­ сти русской классической литературы. Ее читатель воспитывался и на­ ставлялся содержанием прочитанного текста. Такое содержание легко «изымалось» и «обособлялось» от формы, начиная самостоятельно «жить» в иных языковых контекстах. Неудивительно, что содержание русского романа или пьесы легко идеологизировалось, получая воз­ можность освоения в тех средах культуры, которые не имели к лите­ ратуре прямого отношения. Иначе говоря, роман жил своей жизнью, а человек - своей: между собой они могли и не контактировать, су­ ществуя в параллельных мирах. Классические тексты не справлялись с натиском внутреннего: объем психического опыта человека не «встраивался» и не «умещал­ ся» в реальности литературы. Неклассическая литература оказалась связанной с производством такой текстовой субстанции, попадая внутрь которой над сознанием читателя «производятся» эффекты, по­ средством которых он изменяется и становится другим, по сравнению с собой прежним. С таким текстом скучать не приходится.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz