Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
176 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ В ситуации, когда в действиях техники усматриваются произ вольность и произвол, т.е. тогда, когда она наделяется человеком не коей самостоятельной волей и «ведет» себя как-то по-особому и как- то не технично, она перестает быть техникой. Для того чтобы нечто могло считаться техникой, оно полностью и без всяких исключений должно вмещаться в проем аналитического рассмотрения, не имея никакого внутреннего начала. Опыт одиночества - в альтернативу опыту группового и коллек тивного сознания - позволяет субстанциализироваться тому, чего нет и не может быть в природе. Естеству человека его личность всегда в тягость. Наша личность раскрывается как раз за счет преодоления на ших природных оснований, т.е. за счет компрометации нашей состоя тельности, произведенной сугубо на основе естественных ресурсов. Наше познание строится на основе принципа последователь ности, когда в процессе познания целостность феномена обязательно замещается конструированием объекта. Такая «конструкция», произ веденная субъектом, допускает включение далеко не всех качеств фе номена и предполагает возможность утраты некоторых из них: они теперь уже рассматриваются в качестве объектов. Понимание, в отличие от познания, может предполагать при влечение внимания к тем характеристикам и признакам объекта, которые далеко не очевидны с позиций познания. В этом смысле объект понимания шире объекта познания. Он связан с обращением к феномену, в результате чего значение последовательного рассмо трения явно принижается. Место и время последовательности теперь занимает внутренняя связь рассматриваемого, в результате чего объ ект понимания рассматривается как одноактное событие, сопротив ляющееся расчленению на отдельные последовательные элементы. Возникая, понимание обязательно связывается человеком с установ лением разрыва в границах последовательного описания. Здесь мы сталкиваемся с отличием реальности от действитель ности: реальность является квинтэссенцией действительности, ее уплотнением и укрупнением. Поэтому-то реальное фиксируется нами в особых средах и особыми формами - в текстах и текстами, которые мы создаем внутри действительности в качестве ее сечения. В хорошо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz