Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

176 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ В ситуации, когда в действиях техники усматриваются произ­ вольность и произвол, т.е. тогда, когда она наделяется человеком не­ коей самостоятельной волей и «ведет» себя как-то по-особому и как- то не технично, она перестает быть техникой. Для того чтобы нечто могло считаться техникой, оно полностью и без всяких исключений должно вмещаться в проем аналитического рассмотрения, не имея никакого внутреннего начала. Опыт одиночества - в альтернативу опыту группового и коллек­ тивного сознания - позволяет субстанциализироваться тому, чего нет и не может быть в природе. Естеству человека его личность всегда в тягость. Наша личность раскрывается как раз за счет преодоления на­ ших природных оснований, т.е. за счет компрометации нашей состоя­ тельности, произведенной сугубо на основе естественных ресурсов. Наше познание строится на основе принципа последователь­ ности, когда в процессе познания целостность феномена обязательно замещается конструированием объекта. Такая «конструкция», произ­ веденная субъектом, допускает включение далеко не всех качеств фе­ номена и предполагает возможность утраты некоторых из них: они теперь уже рассматриваются в качестве объектов. Понимание, в отличие от познания, может предполагать при­ влечение внимания к тем характеристикам и признакам объекта, которые далеко не очевидны с позиций познания. В этом смысле объект понимания шире объекта познания. Он связан с обращением к феномену, в результате чего значение последовательного рассмо­ трения явно принижается. Место и время последовательности теперь занимает внутренняя связь рассматриваемого, в результате чего объ­ ект понимания рассматривается как одноактное событие, сопротив­ ляющееся расчленению на отдельные последовательные элементы. Возникая, понимание обязательно связывается человеком с установ­ лением разрыва в границах последовательного описания. Здесь мы сталкиваемся с отличием реальности от действитель­ ности: реальность является квинтэссенцией действительности, ее уплотнением и укрупнением. Поэтому-то реальное фиксируется нами в особых средах и особыми формами - в текстах и текстами, которые мы создаем внутри действительности в качестве ее сечения. В хорошо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz