Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

174 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Р а з м ы ш л е н и е 1 7 (Язык символов -> Поток речи, действий, движений -> Опыт одиночество -> Судьба -> Настоящее -> Бытие -> Внутреннее «устройство» языка -> Специфика бытования глагола «есть» в русском языке -> Абсолютное -> Мир -> Я -> Символ смерти -> Понимание) Сталкиваясь с языком символов, например в религиозном тексте, человек попадает в среду испытания того, чем он живет и чем определяется состоятель­ ность его жизни, посредством сопряжения такого содержания с превышающим его принципом. В результате наше существо­ вание получает возможность избыточного внутреннего развития. Слова и артикуляционные средства символи­ ческого языка предназначены для того, чтобы раскрыть иной - пер­ спективный и избыточный - план развития содержания нашей жизни путем придания ему формальной, субстанциальной, целевой и энер- гетийной направленности. При взаимодействии сознания с символа­ ми обнажается проблема удержания в явном неявного. В этом кон­ тексте существо каждого из нас предстает в качестве производной, образующейся путем сосредоточения этих четырех аристотелевских причин и их скрещением. Как заметил в лекциях по «Философии куль­ та» Павел Флоренский, символ креста и строение молитвы наглядно выражают такое - четвертное - скрещение. Символический язык, благодаря которому устанавливается раз­ рыв в связи человека с его обыденным языком, «обслуживающим» обыденное существование, акцентирует внимание именно не на природных основаниях нашей жизни, а на напряжении нашей воли и нашего разума, т.е. на том, посредством чего мы способны преодо­ левать любые пределы своей состоятельности. Хочешь, чтобы кто-то мало что понял, а то и не понимал ничего вовсе, тогда втяни его в поток - в потоки действий, речи, движений. В них-то ему точно ничто понятно не будет; из них он не выберется. Ему просто некогда будет озадачиваться пониманием, ибо вся его дея

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz