Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

172 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Если ты захвачен неким чувством, то не обращаешь внимания ни на что другое. Взять, к примеру, чувство ненависти. Понятно, что предмет ненависти может совпадать с чувством ненависти только временно и частично, тогда как удержание такого совпадения обе­ спечивается нами за счет дополнительных усилий. Наше чувство ненависти, как и любой другой страсти, может продлеваться и поддерживаться по отношению к разным объектам. Значит, основания этой страсти коренятся не в этих объектах, а в на­ шем взаимодействии с охватившей и увлекшей нас страстью, т.е. в нашей способности взаимодействия с собой. Мотивов побуждения души мы не видим: мы их понимаем всег­ да опосля и уже после того, как душевное волнение себя проявило. И потому необходимо предположить допущение таких закономерно­ стей в развитии наших душевных побуждений, которые явно превос­ ходят границы нашего существования. Но есть и другая сторона этой проблемы. Мы сталкиваемся с обстоятельством отсутствия прямой и непосредственной связи чело­ века со своими состояниями. Сталкиваемся с социальной инфантиль­ ностью, проявляющей себя в отношении человека к своему внутрен­ нему миру: современный человек ближе к любому другому, нежели к себе. По отношению к себе он значительно дальше, чем это можно было бы предположить. И потому нередко вместо соотнесения себя со своими состояниями наш современник впадает в психические сце­ пления, инсталлируемые ему извне. Проникновение в свои действительные состояния остается зада­ чей, решение которой - в параметрах существования с ростом скоро­ стей обмена людей друг с другом - обычно откладывается на потом. «Непереваренные» куски нашей жизни находятся в прочных объятиях непонимания при всем том, что живем мы не своим и не собой, и в результате траты себя не приносят нам душевного умиротворения. Вдумаемся, почему нас так ранят факты? - Да именно потому, что, сталкиваясь с ними, мы переживаем боль от низвержения стра­ сти и ее «обнуления», когда переживаемое нами чувство распадается на предмет страсти и принцип, с которым этот предмет не может быть отождествлен в полной мере. В результате предмет нашей страсти как будто выгорает для нас изнутри и меркнет внутри нашего взора. По

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz