Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 171 Человек испытывает страсть к кон кретному предмету, но сама страсть превы шает любую предметность. Сначала человек сталкивается с феноменом страсти и только потом - на основе этого феномена - опреде ляется конкретный предмет страсти. Однако каждый из нас периодиче ски переживает нужду в соотнесении себя не только с объектом, но и с принципом страсти, благодаря которо му мы можем как-то удержать содержание страсти и, замкнув его на себя, провзаимодействовать с ним. Такой закон выступает в качестве объяснительного начала всех наших страстей и привязанностей, бла годаря чему нам удается понимать их. Любой пафос превосходит фактичность нашей жизни. Он из быточен, в сравнении с определенностью чувственного факта: пафос не имеет границ и потому способен длиться на разных содержаниях. Скорее, именно исходя из пафоса, мы обозначаем вспыхнувшее в нас чувство и выделяем его пределы. И так как страсть превосходит предмет нашей страсти, то это по буждает нас вновь переживать и испытывать страсть по отношению как к этому, так и к другому предмету. В потенциальном отношении таких предметов может быть бесконечное количество, и только наша опре деленность встает как преграда на пути их бесконечного порождения. Избыточным характером обладает любое чувство: на его фоне любой случившийся факт чувства обязательно «проигрывает». Пре вышающее факт чувство придает ему дополнительный импульс и энергию развития: оно преобразует факт тем, что создает приемле мую среду для его продления, т.е. устанавливает континуум, внутри которого формируется единая причинно-следственная мотивировка понимания чувства. Интенсивность страсти зависит от способности человека отдать ся ей и умения взаимодействовать с беспредельным внутри конеч ности своего существования. Речь идет о нашей способности или не способности в соотнесении себя с принципом, в свете которого любая конечность может раскрываться перед нами в ином виде, а бессмерт ное - выявлять себя в смертном.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz