Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

170 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Мы сбегаем от себя, норовя погрузиться в дебри телевизион­ ных и радиотрансляционных каналов, раствориться в сети Интерне­ та и забыться в реках алкоголя и наркотиков. Сила влечения таких феноменов связана с приобщением к бездне и с прикосновением к более значимым, чем мы сами, силам. Нас влечет именно безлич­ ность этих инстанций. Влекут желание погружения в поток и возмож­ ность, уместившись в него с головой, пусть только эпизодически и на время, но избавиться от своей определенности. Вот мы и стремимся уйти от себя любой ценой, тогда как глубокая потребность в отчете и соотнесении себя с принципом находится в том же - зачаточном - состоянии. Признаемся себе в том, что если мы и принимаем в качестве приемлемого свое повседневное существование в рамках конкретных лимитов и границ, то только в качестве дела, которое отождествляет­ ся нами с течением рабочего дня, т.е. как временное и ограниченное дело. Наряду с этим, мы осознаем свое посвящение в тайну вечера и ночи, где и когда мы можем отдаться безличным потокам желания. Желание влечет нас как раз ввиду безличности и беспредель­ ности своей мощи, что особенно остро ощутимо в сопоставлении с конечными параметрами нашего существования. Мы стремимся по­ местить себя в желание, ибо оно выступает в качестве трансцендент­ ного фактора, который замещает нам отсутствие реальной встречи с трансцендентальным. Признаемся себе в том, что мы не хотим заниматься собой и проблематичностью своей субъектности. Нас не устраивают обреме­ нения, связанные с обретением свободы: ее мы страшимся и от нее как раз сбегаем, выискивая любые способы прикосновения к бездне потока, будь то потоки информации или потоки дел, потоки забот или потоки желаний. И еще. Хорошо, если в отсутствии основания нашего мира по­ гружение в желание способно придать нашему существованию хоть какую-то основательность. Однако все может быстро и резко изме­ ниться, ибо в обнажении безграничности пустоты нашей жизни мы все время рискуем провалиться в пустоту. В преддверии пустоты нашей жизни нас охватывает ужас. Ужас этот - от утраты основания нашей жизни и от нашего «недовложения» в свою жизнь. При стол­ кновении с ужасом нам не просто зябко. Мы замерзаем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz