Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

164 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Понятно, что на «голом» отрицании нельзя ничего выстроить и утверждение всегда происходит на основе отождествления разного через «вмещение» этого «разного» в проем некоей логической фор­ мы, посредством чего разному придается единая направленность рассмотрения, т.е. создается и воспроизводится единая смысловая заданность понимания. Общее поле понимания, образуемое некоей логической формой, предстает в качестве среды, совмещающей раз­ ные жизни, вещи и процессы, придавая им единый план восприятия и устанавливая общий план событийности; в данном случае - собы­ тия революции. Уже потом - на втором шаге, когда такое тождество разного становится возможным, - устанавливается содержательная интерпретация общего. И потому любая революция, как и любое от­ рицание, в действительности всегда оказывается неполной. При всей незавершенности революций в периоды их развития осуществляется борьба за народ, что достигается путем изменения отношения народа к своему прошлому. Втянутый в революцию народ преобразуется, ибо лишается основания своего традиционного суще­ ствования. В период революции происходит распад тех форм жизни народа, которые ранее - до революции - позволяли ему иметь свой опыт жизни, отличный от других народов. Лишенный понятия нормы народ предстает в качестве дезориентированной во времени и в про­ странстве массы, которая утратила свое жизненное основание. Революция фактически сбивает народ с толку. И таким - сбитым с толку - народом, который теперь уже не имеет своего жизненного содержания и как бы очищен от него, овладевает новый правитель. Принципиальная неопределенность и неконкретность народа, втяну­ того в революцию, оборачивается явной определенностью правите­ ля. Народ в этой связи стремится обособиться от своего прошлого и освободиться от своей истории. Правители, возникающие в период революции, - это всегда конкретные персонажи, тогда как участвующие в революции народы утрачивают свои национальные специфические черты и тяготеют к тому, чтобы превратиться в обезличенные массы. Жизнь революци­ онных правителей непременно обрастает в народных устах массой частностей вплоть до того, что если таких частных деталей не хватает в действительности, то они обязательно выдумываются. Срабатывает принцип мифологизации жизни правителя, связанный с мифологиза­ цией власти. Частные случаи и детали жизненного быта правящего,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz