Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 163 последовательнее практикуют усложнение законов присущей им соци альной жизни. Насколько такое - социальное - взросление осуществимо без труда человека по отношению к своему внутреннему миру, остается под большим вопросом. Вместе с тем понятно, что установка на всеоб щее равенство связана с полным или частичным отказом от работы че ловека в отношении самого себя. Заметим, что при всей достижимости ставящихся в периоды революций задач цель революции по большому, т.е. абсолютному, счету оказывается недостижимой, ибо она не ото ждествлена с целями жизни конкретного человека и отчуждена от них. Цель революции всегда не завершена, однако в эпицентре ее развития происходит качественное изменение отношения человека к себе и к миру. Так, в ходе революции компрометируется дореволюци онный уклад и стиль жизни народа, т.е. деформируется сложившаяся, было, форма реализации его жизненных содержаний. Осуществляет ся мощное «обнуление» традиций и норм жизни, предшествующих революции. Все определяется современностью и повсеместностью, когда ни время, ни место не воспринимаются в качестве чего-то су щественного, а жизнь сегодняшним днем завораживает сознание революционера. Стиль революции определяется в диссонансе, по сравнению с тем традиционным стилем жизни, который она отрица ет. И это касается всего: отношения к полу, детям, старикам, одежде и многому другому. Революция разрывает связь с порядком: точнее, уничтожает предыдущий и устремляет человека к поиску «нового», еще небыва лого порядка. В этом отношении интересно, что идея порядка, столь часто прославляемая русским сознанием, на практике не имеет прямого отношения к порядку и фактически связана со стремлением «закон сервировать» существование, а точнее - существующее положение дел, каким бы в действительности оно ни было. Идея порядка становится актуальной тогда, когда, воспринимая себя провиденциальной инстанцией, власть требует от всех выдер живать направленное движение, при котором любые эксцессы или порывы, убыстряющие развитие, предстают не менее опасными, не жели факторы, такое движение замедляющие. Направление - оно всех уравнивает, и это удобно для власти, а потому ставятся только те цели, движение к которым не противо речит направлению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz