Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 163 последовательнее практикуют усложнение законов присущей им соци­ альной жизни. Насколько такое - социальное - взросление осуществимо без труда человека по отношению к своему внутреннему миру, остается под большим вопросом. Вместе с тем понятно, что установка на всеоб­ щее равенство связана с полным или частичным отказом от работы че­ ловека в отношении самого себя. Заметим, что при всей достижимости ставящихся в периоды революций задач цель революции по большому, т.е. абсолютному, счету оказывается недостижимой, ибо она не ото­ ждествлена с целями жизни конкретного человека и отчуждена от них. Цель революции всегда не завершена, однако в эпицентре ее развития происходит качественное изменение отношения человека к себе и к миру. Так, в ходе революции компрометируется дореволюци­ онный уклад и стиль жизни народа, т.е. деформируется сложившаяся, было, форма реализации его жизненных содержаний. Осуществляет­ ся мощное «обнуление» традиций и норм жизни, предшествующих революции. Все определяется современностью и повсеместностью, когда ни время, ни место не воспринимаются в качестве чего-то су­ щественного, а жизнь сегодняшним днем завораживает сознание революционера. Стиль революции определяется в диссонансе, по сравнению с тем традиционным стилем жизни, который она отрица­ ет. И это касается всего: отношения к полу, детям, старикам, одежде и многому другому. Революция разрывает связь с порядком: точнее, уничтожает предыдущий и устремляет человека к поиску «нового», еще небыва­ лого порядка. В этом отношении интересно, что идея порядка, столь часто прославляемая русским сознанием, на практике не имеет прямого отношения к порядку и фактически связана со стремлением «закон­ сервировать» существование, а точнее - существующее положение дел, каким бы в действительности оно ни было. Идея порядка становится актуальной тогда, когда, воспринимая себя провиденциальной инстанцией, власть требует от всех выдер­ живать направленное движение, при котором любые эксцессы или порывы, убыстряющие развитие, предстают не менее опасными, не­ жели факторы, такое движение замедляющие. Направление - оно всех уравнивает, и это удобно для власти, а потому ставятся только те цели, движение к которым не противо­ речит направлению.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz