Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

162 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ловека с самим собой, исчезает, освобождая место интенсивной же­ стикуляции. Человек, разговаривающий - про себя или даже вслух - с самим собой, т.е. человек, опирающийся именно на сказ, в период революции исчезает. К слову сказать, в революции существенно огра­ ничивается и резко сжимается вся сфера того, что существует до сказа и до показа, т.е. собственно сфера доказательного. В явном предпочтении жеста над словом и показа над сказом усматривается намерение человека обрести некое языковое основа­ ние вне скомпрометированной, вроде бы, речи. Разумеется, без язы­ ка как некоторого внутреннего устройства расположения себя внутри мира мы обходиться не можем, однако, будучи ввергнутыми в рево­ люцию, пойти на жертву речью мы готовы. Более того, теряя связь с речью, «революционный» человек начинает ее бояться и, сторонясь речи, испытывая фобию к плавному и ровному ее «устроению», чем ввергает себя в телесную активность. Думается, к месту будет заме­ тить, что значение языковых жестикуляций нарастает там и тогда, где и когда общество начинает дышать воздухом революции. Таки­ ми «экивоками» и «показами» поддерживается если и не альтерна­ тивная, то, во всяком случае, не совпадающая с направлением речи языковая активность, в которой выражено иное отношение к миру, принципиально сопротивляющееся помещению в речь и размеще­ нию сугубо внутри ее пределов. Наряду с этим, при первоначальном отказе от ровного отноше­ ния к жизни в процессе революции явно обостряется борьба за иное равенство - за равенство отношений людей между собой, что связано с равенством социальных классов, слоев и групп, равенством полов и равенством возрастов. Отказ от принятия на себя дополнительного труда по установлению ровного отношения к жизни, что свидетель­ ствовало бы об установлении взрослого - к ней - отношения, ком­ пенсируется в период революции борьбой за всеобщее равенство во всех аспектах социальных отношений. Человек отстраняется от труда по взаимодействию с самим собой и установлению некоей «ровно­ сти» себя в отношениях с жизнью. Он перекладывает ответственность за установление «равенства» жизни на других, считая это не индиви­ дуальной и не своей, а именно социальной задачей. Инфантильность человека в отношении к себе маскируется декла­ рируемой установкой на взросление наций и народов, втянутых в ре­ волюционное обновление. Вместо собственного усложнения люди все

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz