Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
162 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ловека с самим собой, исчезает, освобождая место интенсивной же стикуляции. Человек, разговаривающий - про себя или даже вслух - с самим собой, т.е. человек, опирающийся именно на сказ, в период революции исчезает. К слову сказать, в революции существенно огра ничивается и резко сжимается вся сфера того, что существует до сказа и до показа, т.е. собственно сфера доказательного. В явном предпочтении жеста над словом и показа над сказом усматривается намерение человека обрести некое языковое основа ние вне скомпрометированной, вроде бы, речи. Разумеется, без язы ка как некоторого внутреннего устройства расположения себя внутри мира мы обходиться не можем, однако, будучи ввергнутыми в рево люцию, пойти на жертву речью мы готовы. Более того, теряя связь с речью, «революционный» человек начинает ее бояться и, сторонясь речи, испытывая фобию к плавному и ровному ее «устроению», чем ввергает себя в телесную активность. Думается, к месту будет заме тить, что значение языковых жестикуляций нарастает там и тогда, где и когда общество начинает дышать воздухом революции. Таки ми «экивоками» и «показами» поддерживается если и не альтерна тивная, то, во всяком случае, не совпадающая с направлением речи языковая активность, в которой выражено иное отношение к миру, принципиально сопротивляющееся помещению в речь и размеще нию сугубо внутри ее пределов. Наряду с этим, при первоначальном отказе от ровного отноше ния к жизни в процессе революции явно обостряется борьба за иное равенство - за равенство отношений людей между собой, что связано с равенством социальных классов, слоев и групп, равенством полов и равенством возрастов. Отказ от принятия на себя дополнительного труда по установлению ровного отношения к жизни, что свидетель ствовало бы об установлении взрослого - к ней - отношения, ком пенсируется в период революции борьбой за всеобщее равенство во всех аспектах социальных отношений. Человек отстраняется от труда по взаимодействию с самим собой и установлению некоей «ровно сти» себя в отношениях с жизнью. Он перекладывает ответственность за установление «равенства» жизни на других, считая это не индиви дуальной и не своей, а именно социальной задачей. Инфантильность человека в отношении к себе маскируется декла рируемой установкой на взросление наций и народов, втянутых в ре волюционное обновление. Вместо собственного усложнения люди все
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz