Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

160 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Встает вопрос, каким образом упраздняется тоталитаризм? - В первую очередь, речь должна идти об изменении установок сознания людей. Первым признаком разрушения и распада тотального сознания становится возникновение безразличного отношения к власти. Безраз­ личие связано с установлением явного разрыва и дистанции между че­ ловеком и содержательным континуумом социальной жизни, насквозь пронизанной участием в деле правления и поддержания власти. «Обнуление» своего участия во власти и «обнуление» власти - вещи разные. Первое связано с нашим сознательным выбором, вто­ рое - с революцией как с действием не только упразднения «правил» существования власти, но и упразднения господствующего представ­ ления о «норме», а значит- представлений о должном и недолжном, о допустимом и запретном. В ходе революции устанавливается новое представление о самой норме и нормальном, причем такое пред­ ставление складывается далеко не сразу. Революция ведет к подры­ ву и к явной дискредитации всех существующих оснований жизни, задавая новое восприятие нормы всего и вся: от нормы приличия до нормы аффекта, от нормы публичного до нормы интимного. Из­ менению подвержено все, в том числе и изменение языка, включая изменение нормы речи и нормы письма, правил ведения разговора и правил переписки. Однако самое важное изменение, совершаемое революцией, - это изменение нормы чувства и нормы восприятия действительности, а также изменение нормы мышления. Так, в периоды революции практически полностью исчезает феномен ровности, связанный с установлением ровного голоса и плавной речи, ровного чувства и ровного отношения к обстоятель­ ствам жизни, ровного поведения. Этот феномен, порождаемый по­ средством труда человека над самим собой, когда тот постепенно вырабатывает дополнительную систему действий, направленную на преобразование естественности его чувств и перестройку физиологи­ ческих оснований восприятия, так же как и на искусственную органи­ зацию спонтанности сознательных реакций, теперь минимизируется настолько, что это сродни отказу от него. На первый план в период революции выступает взвинченность чувств и экзальтация ощущений, когда дополнительные усилия чело­ века тратятся на преодоление ровности во всех ее проявлениях пу­ тем «понижения» или «повышения» градуса телесной организации

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz