Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 159 что оно затрагивает: бизнес, науку, образование, оборону или что-то другое, если только оно, хоть бы и в малой степени, но имеет со­ циальный оттенок. В рамках тотального социума правителю до всего есть дело. Любой специалист, непосредственно связанный с содержа­ нием отдельной стороны жизни, по сравнению с правителем, обре­ чен: обречен на полное непонимание или на частичное понимание. Понимание других людей, т.е. принципиально другое понимание, по сравнению с пониманием правителя, допускается только там и тогда, когда оно «встроено» в систему социума, символическая суть кото­ рого отождествляется именно с фигурой правящего. За исключением его все остальные обречены только на то, чтобы догадываться о по­ нимании властителя. Они именно должны догадаться об этом потому, что уже втянуты в разгадку загадки, которую им загадал правитель; ибо живут в пределах данной социальной системы. Вместе с тем непонимание, на которое обречены все, кроме правителя, отчасти компенсируется развитием специфических «спо­ собностей» и «дарований»: развитием смекалки и проницательно­ сти, чутья и экстрасенсорики, каждое из которых как-то «восполняет» социальное непонимание. В условиях тотальной системы существо­ вание таких квазипонимательных форм приветствуется и восприни­ мается теми, кем управляют, как норма. Предполагается, что вне со­ отношения с такими «качествами» быть включенным в систему, пусть и дозированного понимания, но все-таки понимания, невозможно. С развитием в себе таких «дарований» человек склонен причислять себя к понимающим, т.е. тем, через кого транслируется понимание правителя. Так осуществляется интеграция человека в социальную си­ стему. Вот люди и соревнуются в том, у кого больше политического чутья, кто более смекалист и проницателен. Вершиной такого псев­ допонимания становится фигура экстрасенса или посвященного - за счет своих способностей - в тайну события понимания. Тем же, кто, будучи в рамках тоталитаризма, в игры понимания не включен, прин­ ципиально отказано в понимании, а значит - отказано в каком-либо участии в управлении обществом, даже если такое «участие» пре­ дельно минимально. Отсюда - прямой путь к развитию мифологии, когда мифологизируется все и вся. Мифологизируются дело и про­ цесс понимания; мифологизируется фигура понимающего, т.е. фигура правителя и связанных с ним управленцев; мифологизируется сама система правления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz