Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
158 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Это проявляется, в частности, в том, что взятые сами по себе жизненные содержания перестают волновать человека при его вхож дении и «включенности» в систему властных отношений. На первое место выходят именно формальные показатели. Этим символ «дово дит» себя до предела, ибо полностью сводится к своему формаль ному началу. И до поры, пока не устанавливаются новые символы, допускающие развитие содержательной стороны действительности, для частной жизни конкретного человека не находится ни места, ни времени. В таких условиях содержательная среда жизни не развива ется: на нее не находится каких-либо социальных ресурсов. Вся мощь общественных институтов направляется на поддержание формальной стороны дела жизни, но никак не на развитие ее содержания. Сфера частной жизни либо маргинализуется, либо вообще отмирает. Чуть смещаясь в сторону от главной линии рассуждения, заме тим, что довольно распространенное неприятие русским человеком размышлений о значимости формы и формальной стороны любого дела, вероятно, связано именно с чрезмерностью их распростране ния в отечественном социуме, как и с обаянием - для нас - тотали тарного сознания. Символ правителя, будь то лидер отдельного общественного института, имеющего для общества сакральное значение, вождь или фюрер, предстает в качестве предельной неисторической структуры. Символ правителя - он не только вне жизненного времени и вне жиз ненного пространства; он изъят из истории. Через фигуру правителя вся среда возможного понимания как бы стянута к одной точке - к жизни одной личности, воспринимаемой бессодержательно и фор мально, тогда как в любой другой точке жизни понимание если и мо жет осуществляться, то только частично и эпизодично. В рамках тотальности любое случающееся понимание, по срав нению с пониманием правящего, принципиально неполно. Предпола гается, что критериям понимания в наибольшей степени соответствует сам правитель и связанные с ним - посредством структуры управле ния -люди, имеющие ряд властных полномочий. И если вне среды со циального управления возникновение какого-либо понимания счита ется возможным, то оно заранее воспринимается как некая частность. При тотальном устроении общества правитель изначально и повсеместно обладает всей полнотой понимания независимо оттого,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz