Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 157 если и принимается нами, то только в особых случаях, когда допуска ется отход от публичной языковой нормы и возникает возможность «отдаться» настроению языковой профанации. Мы начинаем все последовательнее прибегать к вольному об ращению с языком в ситуации, когда намеренно повышаем градус интереса по отношению к частному, понижая уровень заинтересован ности в публичном измерении жизни. Так, острая потребность рус ского сознания в частном проявила себя в приятии частного языка Высоцкого, языка бардов и рокеров. Частный язык острее и четче спо собен выразить то, что нас напрягает и внутренне мотивирует. Приятие сложного обязательно связано с допущением разного: разных точек зрения, разных факторов, разных способов понимания, но не одного начала. Усложнение - это противопоставление и проти воядие тотальности, к которой тяготеет каждый человек, ибо «жиз нью» он непременно ставится в такие обстоятельства, когда упроще ние может представать для него спасением. Однако там, где мы идем на систематическое и последовательное упрощение, мы неизбежно впадаем в тотальность. В отечественной культурной среде всеобщее всегда более значимо, нежели частное. Особенно ярко это проявляет себя в политике, где сознание и язык намеренно тяготеют к тому, что бы устранить сложное и перевести его в разряд чего-то изначально понятного без каких-либо внутренних напряжений мысли. Тотальная система сосредоточена на саму себя. Она самозамкну- та, и в ней не находится условий для воспроизводства особенного и отличного. В результате того что, поддерживая себя, тотальная систе ма вытесняет за свои пределы любые проявления разнообразия, фор мальное начало становится намного более значимым, по сравнению с содержанием. А если учесть тот факт, что смена исторических времен связана с введением новых символов, когда происходит «обнуление» содержания символа за счет его предельной, насколько это возмож но, формализации, то тоталитаризм предстает системой радикальной символизации действительности. При тоталитаризме символические содержания быстро формализуются, а действительность также быстро символизируется. Иначе говоря, отдельные содержания жизни, по пре имуществу связанные с властными отношениями, наделяются симво лическими полномочиями, а повышенная склонность к символизации действительности оборачивается наделением конкретных символов статусом действительных и наиболее значимых величин жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz