Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 155 рефлексия - вещь «скоропортящаяся» и «сиюминутная», то никакой институт нам ее дать не может: вместо рефлексии могут возникать и функционировать псевдорефлексивные образования. Мы не ощущаем политической свободы, скорее, по причине на шей привычной потребности в опеке нас со стороны власти. Если вла ствующий выстраивает свои отношения с теми, над кем властвует, на основе заботы, то политическая свобода не связана с предоставлени ем со стороны властителя каких-либо прав тому, кем он управляет. Вероятно, измерение политической свободы может опреде ляться только в среде реально выполняемого безразличия власти по отношению к тем, кто обычно являлся ее объектом. Между тем такое безразличие у нас, в России, сегодня встречается в «штыки». Попадая в ситуацию безразличия, т.е. в ситуацию предельного обнуления за боты со стороны власти, мы теперь уже начинаем чуть ли не требо вать заинтересованности властителя в нас как объекте распростране ния им своей власти. Мы требуем его заботы. Стоит провести четкое различие между отождествлением со сво бодой, с одной стороны, и «нравится», «приятно» и «комфортно» - с другой. Политическая свобода, условием которой становится именно безразличие власти по отношению к нам, оказывается для нас обре менительным делом. Возникая, политическая свобода обременяет нас тем, что понуждает к заботе о самих себе. А такая - дополнительная - нагрузка на наше существование в виде размышления о самих себе как субъектах своей жизни если и не раздражает, то привычно воспри нимается в качестве некой проблемы, никак не связанной с нашими ожиданиями. Вот наши устремления и направлены на формирование заботы - по отношению к нам - со стороны власти, на обретение ее нами. Мы чуть ли не с радостью разворачиваемся в сторону несвободы по причине того, что возникновение политической свободы восприни мается нами обременением, к встрече с которым мы не готовы. Мы не желаем усложнения своего мира, не желаем втягивать ся в процедуры проблематизации себя. Мы недалеко ушли от тех времен, когда ставились памятники «борцам за советскую власть» и выполнялись ритуалы по их социальной сакрализации, ибо участие в «борьбе за власть» - теперь уже «несоветскую» - продолжает вос приниматься нами в качестве существенной, если и не задачи, то при меты нашей жизни.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz