Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
152 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Иначе говоря, без воли нет и политика. И если общество тяготеет к безвольности, то собрать политическую суть в конкретной индивидуаль ности жизни становится крайне трудно. Втаком обществе если рефлексии и совершаются, то они направляются не на политику. Политическая же сфера жизни в этом случае развивается вне осознанного отношения. Даже тогда, когда политик в действительности является челове ком безвольным, мы, тем не менее, принципиально предполагаем за ним возможность волепроявления, т.е. предполагаем, что он сможет при необходимости проявить свою волю. Для функционирования вла сти значимо как допущение того, что властвующий обладает волей, так и того, что воля властителя принципиально распространяется на нас и мы, соответственно, можем становиться объектами его воли. Фактически перспектива и горизонт распространения власти напрямую связаны с допущением распространения воли властителя. Другое дело, что мы можем отстаивать частичное право на приватную жизнь, точно так же, как можем принять произволение властвующего в качестве своей собственной императивной данности. Но, принимая это, мы все последовательнее наделяем фигуру властителя особым статусом знающего. Теперь уже, когда мы приняли его волю в каче стве своей и рассматриваем ее именно как свое собственное побуж дение, мотивирующее нас на совершение неких действий, политик воспринимается нами как носитель особого знания. Сакрализация знания властвующего становится моментом ми стификации, без которой не образуется среда власти. Власть связана с формированием и установлением особой среды, внутри которой действует тождество знания того, кто властвует, и того, над кем вла ствуют. Предполагается, что внутри такой среды никто, кроме вла стителя, не может знать всех обстоятельств власти. Такое знание не может допустить внутри себя исторического знания, и потому история бесконечно дописывается и переписывается, согласуясь с мифом об особом знании, носителе этого знания и условиях, направленных на поддержание такого «особого» знания. Мифология становится спутником воспроизводства политиче ской власти. Так, выделяются некие места и центры сосредоточения власти, которые - в восприятии людей, охваченных этой властью, - воспринимаются в качестве мест концентрации особого знания. И по ка приемы подобной мифологии действенны, представления людей
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz