Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

152 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Иначе говоря, без воли нет и политика. И если общество тяготеет к безвольности, то собрать политическую суть в конкретной индивидуаль­ ности жизни становится крайне трудно. Втаком обществе если рефлексии и совершаются, то они направляются не на политику. Политическая же сфера жизни в этом случае развивается вне осознанного отношения. Даже тогда, когда политик в действительности является челове­ ком безвольным, мы, тем не менее, принципиально предполагаем за ним возможность волепроявления, т.е. предполагаем, что он сможет при необходимости проявить свою волю. Для функционирования вла­ сти значимо как допущение того, что властвующий обладает волей, так и того, что воля властителя принципиально распространяется на нас и мы, соответственно, можем становиться объектами его воли. Фактически перспектива и горизонт распространения власти напрямую связаны с допущением распространения воли властителя. Другое дело, что мы можем отстаивать частичное право на приватную жизнь, точно так же, как можем принять произволение властвующего в качестве своей собственной императивной данности. Но, принимая это, мы все последовательнее наделяем фигуру властителя особым статусом знающего. Теперь уже, когда мы приняли его волю в каче­ стве своей и рассматриваем ее именно как свое собственное побуж­ дение, мотивирующее нас на совершение неких действий, политик воспринимается нами как носитель особого знания. Сакрализация знания властвующего становится моментом ми­ стификации, без которой не образуется среда власти. Власть связана с формированием и установлением особой среды, внутри которой действует тождество знания того, кто властвует, и того, над кем вла­ ствуют. Предполагается, что внутри такой среды никто, кроме вла­ стителя, не может знать всех обстоятельств власти. Такое знание не может допустить внутри себя исторического знания, и потому история бесконечно дописывается и переписывается, согласуясь с мифом об особом знании, носителе этого знания и условиях, направленных на поддержание такого «особого» знания. Мифология становится спутником воспроизводства политиче­ ской власти. Так, выделяются некие места и центры сосредоточения власти, которые - в восприятии людей, охваченных этой властью, - воспринимаются в качестве мест концентрации особого знания. И по­ ка приемы подобной мифологии действенны, представления людей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz