Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 151 ные содержания в общность «социальной» жизни. Это - недоволь ство неким ментальным продуктом, когда-то, где-то, как-то и кем-то интегрированным в сознание человека, но его не устраивающим здесь и теперь. В конце концов, наше отношение к принципу, который спосо бен соединить и отождествить между собой все содержания нашей жизни, имеющие социальное значение, связано либо с нашим «хо чу», либо с «не хочу». Иначе говоря, наше отношение к принципу определяется актом воли или его отсутствием. Политиком как раз и является тот, кто способен на произволь ную деятельность по отношению к тому, что сложилось и есть. По литик способен осуществлять акты воли, рвущие с уже сложившимся пониманием и ставящие под вопрос все существующее. Основанием, придающим политику силу, является запредельность по отношению к существующему. Политик воспринимает себя в качестве инстанции, способной выражать то, что присутствует в обществе в рассеянном и растворенном виде. В первую очередь, речь идет о способности политика выражать социальные настроения. В этом смысле у поли тической деятельности нет иного основания, нежели общественные настроения, и потому политика - это деятельность, которая по боль шому счету не может быть гарантирована. Причем не гарантирована никем и ничем. Первоначально формируется среда политических действий, что осуществляется путем своеобразного «наложения» воли субъекта по литического действия на настроение, определяющее общество. В процессе этого выделяется конкретный ментальный принцип, благо даря которому отдельные содержания жизни понимаются в перспек тиве их логической взаимосвязанности. К политике, в первую оче редь, имеют отношение те акты воли, благодаря которым в общем бессознательном тождестве жизни общества выделяется единый со циальный настрой. Именно воля политика собирает и вычленяет такое настроение. И в этом отношении любой политик идет на «поводу» у своей воли, которая предопределяет его сознательные действия. За любым его действием, как и за бездействием, стоит присутствие или отсутствие воли. Если политик теряет связь с настроением общества, то заряд его воли ослабевает.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz