Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

150 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ примеривает по отношению к себе не эти персональные мотивации, а именно безличный принцип политических отношений. Безличное рефлексивное отношение к социальной реальности - вот то, что становится ядром политической реальности. Тождествен­ ность действий разных людей сама по себе является последствием установления единого смыслового измерения и единой перспективы в восприятии событий. Можно сказать, что основанием политики яв­ ляется установление логического тождества, т.е. тождества значений внутри социальной среды; в параметрах и лимитах которой определя­ ется любая индивидуальность или единица политического действия. В случае, если существует несколько континуальных сред, предо­ пределяемых разными тождествами значений, фррмируется несколь­ ко различных способов воспроизводства политических индивидуаль­ ностей, выстраивающих отношения друг с другом сталкивающихся в своей политической деятельности. Однако любое воспроизводство политических отношений тяготеет к тому, чтобы не допускать никакой другой политической власти, т.е. стремится к установлению своего и только своего способа отождествления разных значений. Любое поли­ тическое пространство замкнуто само на себя, а внутри него предпри­ нимаются все усилия по выдавливанию за пределы этого пространства всего иного. И потому если некоторое ограничение власти и возможно, то только за счет того, что носитель власти способен поддерживать, помимо поддержания этой власти, иные ориентации. В этой связи обо­ стряется проблема заблаговременного воспитания носителя этой вла­ сти до того, как он становится инстанцией сосредоточения всех власт­ ных полномочий. Человек осуществляет сопоставление отдельных содержаний своей жизни благодаря некоему принципу. И хотя отношение к этому принципу со стороны отдельных людей может быть различным (от полного его приятия до резкого неприятия), и именно этот «принцип» позволяет соотносить и отождествлять разнообразные содержания. В основе недовольства людей «нагрузками» и «перегрузками», требующими усилий и сверхусилий, так же как и в основе недоволь­ ства «зарплатами», «администрированием» и «несвободой» лежит недовольство социальными отношениями. Основанием недоволь­ ства является, в первую очередь, неприятие людьми определяющего принципа, который связывает различные по своему генезису жизнен

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz