Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
150 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ примеривает по отношению к себе не эти персональные мотивации, а именно безличный принцип политических отношений. Безличное рефлексивное отношение к социальной реальности - вот то, что становится ядром политической реальности. Тождествен ность действий разных людей сама по себе является последствием установления единого смыслового измерения и единой перспективы в восприятии событий. Можно сказать, что основанием политики яв ляется установление логического тождества, т.е. тождества значений внутри социальной среды; в параметрах и лимитах которой определя ется любая индивидуальность или единица политического действия. В случае, если существует несколько континуальных сред, предо пределяемых разными тождествами значений, фррмируется несколь ко различных способов воспроизводства политических индивидуаль ностей, выстраивающих отношения друг с другом сталкивающихся в своей политической деятельности. Однако любое воспроизводство политических отношений тяготеет к тому, чтобы не допускать никакой другой политической власти, т.е. стремится к установлению своего и только своего способа отождествления разных значений. Любое поли тическое пространство замкнуто само на себя, а внутри него предпри нимаются все усилия по выдавливанию за пределы этого пространства всего иного. И потому если некоторое ограничение власти и возможно, то только за счет того, что носитель власти способен поддерживать, помимо поддержания этой власти, иные ориентации. В этой связи обо стряется проблема заблаговременного воспитания носителя этой вла сти до того, как он становится инстанцией сосредоточения всех власт ных полномочий. Человек осуществляет сопоставление отдельных содержаний своей жизни благодаря некоему принципу. И хотя отношение к этому принципу со стороны отдельных людей может быть различным (от полного его приятия до резкого неприятия), и именно этот «принцип» позволяет соотносить и отождествлять разнообразные содержания. В основе недовольства людей «нагрузками» и «перегрузками», требующими усилий и сверхусилий, так же как и в основе недоволь ства «зарплатами», «администрированием» и «несвободой» лежит недовольство социальными отношениями. Основанием недоволь ства является, в первую очередь, неприятие людьми определяющего принципа, который связывает различные по своему генезису жизнен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz