Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

148 СЕРГЕЕВ-АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Если этого не происходит, то в месте и времени нашего отсут­ ствия в понимании возникает потребность в идеологии. Она появляется там, где за меня, до меня и вместо меня уже все понято и продумано. Идеология упрочивается в среде нашей жизни, которая к нам - ввиду отсутствия нашего понимания - прямого отношения не имеет. Влияние идеологии связано с испытанием нас обобщением. Со­ вершающееся же при этом извращение мысли страшно тем, что мы не знаем самих себя, и потому предпринимаемые нами акты пони­ мания, как бы мы ни старались, оказываются направленными вовне нашей жизни. Жизненного времени у нас всегда либо больше, либо меньше, чем надо. Редкие мгновения в совпадении реального объема време­ ни с потребностью в нем перебиваются ситуациями, когда времени не хватает или его с избытком. «Достаточно», т.е. «ровно столько, сколь­ ко нужно», времени почти не бывает. Если это и случается, то только в теоретической форме, но не в экзистенциальном отношении. Мы понимаем, что времени было столько, сколько нам требо­ валось, уже потом: тогда, когда жизненная ситуация уже случилась и окончилась. Это показывает, что эта жизненная ситуация, как, впро­ чем, и сама жизнь, объемлются временем. Время выступает в каче­ стве условия состоятельности отдельных жизненных содержаний и жизни отдельных людей в целом, т.е. как форма нашего мышления, которая может содержать и сопоставлять эти «содержания», посред­ ством чего осуществляется вычленение дополнительного по отноше­ нию к случившемуся измерения - измерения смысла. Чем-чем, а местом и временем мы обеспечены в полной мере, ведь пока мы есть, есть и наше отношение к миру. Чужое место и чу­ жое время мы занять не можем. «По жизни» мы обычно склонны бе­ жать от своего времени и из своего места, пока остро не сталкиваемся с их утратой. Вероятно, поэтому нам интересны крайние и предельные ситуации, когда для нашего места наступает «край», а нашему време­ ни - «предел». К тому же каждый из нас размещает свое место и свое время внутри места и времени семьи, рода, народа и нации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz