Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 147 чего ребенок оказывается поставленным в ситуацию столкновения с новыми и неизвестными ему до этого объемами времени. Попадая в такую ситуацию, он часто не знает, что с ним - этим «свалившимся» на него временем - делать. Впоследствии человек зачастую обраща­ ется к своему детству именно как периоду своей жизни, когда он с превышением был обеспечен временем, но теперь, будучи взрос­ лым, столкнулся с его нехваткой. Однако мы можем и преодолевать психологию, и изменять наши отношения со временем и пространством путем столкновения с целостностью предмета вне какой-либо последовательности, что и осуществляется при реальной встрече с феноменом, придающим нашей жизни некую избыточность понимания. Мы нуждаемся в из­ быточных формах, потому что мы - живые. Из феномена мы исходим, тогда как к явлению - приходим, и потому феномены всегда уникальны, а явления - всегда типичны. Анализ «сводит» акт понимания к конкретному содержанию позна­ ния, растворяя событийность понимания в содержании. Появление в нашей жизни феноменов придает ограничение механизму после­ довательного развития познания, способствуя обнаружению - как в окружающем, так и в нас самих - новых качеств, характеристик и свойств, которые нам были неизвестны, но которые теперь, благода­ ря пониманию, стали для нас жизненно необходимыми. У каждого свои, именно свои феномены. Но так как мы посто­ янно меняемся, то феномены не могут быть у нас «под рукой» в ка­ честве чего-то всегда и везде неизменного, чем мы заранее обеспе­ чены. Также свои феномены не могут быть переданы нами другому. Причем знание о феноменах, передаваемое людьми друг другу, не способно ничего изменить коренным образом, ибо оно может и не быть связано с пониманием: ни с пониманием того, кто его передает, ни с пониманием того, кому оно передается. Можно сказать, что феноменами нельзя поделиться и обменять­ ся, так же как нельзя совершить акт понимания за кого-то другого. По­ нимание - акт индивидуальный. Никто не может заменить и подменить каждого из нас перед лицом мысли без потерь для нас самих и нашей жизни. Вот почему нашу жизнь можно рассматривать в качестве сово­ купности событий, единство которых осуществляется благодаря фено­ менам. И мы должны попытаться понять эту сторону своей жизни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz