Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

146 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ В возможности связывать себя с разным рождается феномен притворства. Когда человек притворяется, это как-то сразу становится заметно. Первоначально ребенок не умеет притворяться. Мы же, взрос­ лые, склонны часто отождествлять притворство со стремлением ре­ бенка целиком, полностью и без остатка вмещаться в конкретную эмоцию, чувство или мысль. Реального притворства у ребенка нет до поры его взросления. Притворяющийся всегда знает, что он притво­ ряется, как знает или догадывается о том, что мы, раскусив это, все видим и понимаем. В связи с вышесказанным обнажается следующая проблема - проблема того, что и сам притворяющийся, и мы, отмечающие это притворство, связаны с тем, что ему - притворству - предшествует. Здесь значимо то, что притворство вторично: даже отдаваясь ему, человек связан с подлинным. Притворство допускается, причем до­ пускается временно и локально; допускается как частность и в зави­ симости от ситуации. Допускается оно только потому, что мы связаны с подлинным и настоящим. Будучи существами психологическими, мы располагаем позна­ ваемое в горизонте последовательного существования предмета от­ носительно себя, т.е. во времени, и в горизонте последовательного существования предмета в отношении иных предметов, т.е. в про­ странстве. Собственно вся наша жизнь предстает некоторым взаимоотно­ шением нас с пространством и временем, когда мы, сталкиваясь с избытком одного и недостатком другого, пытаемся установить и вы­ строить условия их обоюдной гармонии на свой страх и риск. При­ чем это характерно для жизни отдельных людей и целых народов. В России, например, с некоторых пор и до сегодняшнего дня избыток пространства замещается и смягчается недостатком времени. Вместе с тем здесь для нас важно в первую очередь сосредото­ читься на том, что, сталкиваясь с недостатком времени, человек все последовательнее начинает обращаться к своему детству, тоскуя по своему - теперь уже утраченному - времени. Интересно обратить внимание на то, что ребенок обеспечен временем, но не обеспечен пространством. Все наказания его со стороны взрослого связаны так или иначе с ограничением пространства его перемещений, за счет

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz