Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 145 С одной стороны, мы в состоянии контролировать то, что осо знается нами и, будучи осознанным, включается в территорию, объ- емлемую сознанием. Вместе с тем любое наше действие - это част ный случай нашей связи с целым и нашего соотнесения с ним. Связы вая себя с тем, что принципиально контролируется нашим сознани ем, мы начинаем зависеть от частного, все больше утрачивая связь с целым. В этом случае событие будет восприниматься как помеха на пути нашего - сознательного - отношения к происходящему. Однако, с другой стороны, наше влечение к целому оборачивалось бы манией и маниакальностью, если бы мы периодически не устанавливали тер риториальные границы нашего существования на основе сознания. Установление аналитического отношения к миру помогает нам унять боль понимания своей конечности. И потому значительная, если не большая, часть наших сил уходит на выяснение обстоятельств и усло вий происходящего, когда мы сосредоточиваемся не на событии, а на контексте его возникновения. Мы словно хотим во чтобы бы то ни стало связать себя с конкретным, непременно желая соотнести со бытие со своим существованием. Мы акцентируем внимание не на самом событии, полагая, что оно имеет к нам прямое отношение не зависимо от нашей позиции к нему, и потому его у нас никому невоз можно отнять. Действия ребенка направлены на поддержание целостности его мира, взрослый же все больше сосредоточивается на своей част ной жизни и обособлении своего Я от всего остального. Так, взрос лея, мы выстраиваем среду своей личности за счет сосредоточения на тех частностях жизни, которые значимы именно для нас, но могут совершенно ничего не значить для любого другого. Мы взрослеем тогда, когда сталкиваемся с распадом целостности своего мира и раз рушением нашей с миром внутренней связи. Уроки рефлексии начи наются с момента, когда мы можем вдруг выделить и отделить одно от другого. Любая мелочь, «выделенная» нашим сознанием, значима для нас своей связанностью с нашим существованием. В соединении с ней мы как-то выстраиваем свою личность за счет некоторого обо собления от остального мира. Наша личность становится моделью нашей жизни. При много гранной личности жизнь человека способна развиваться в разных аспектах. При неразвитой личности, словно подвергнутой аборту, абортивной становится и жизнь человека. 10 - 1857
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz