Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 145 С одной стороны, мы в состоянии контролировать то, что осо­ знается нами и, будучи осознанным, включается в территорию, объ- емлемую сознанием. Вместе с тем любое наше действие - это част­ ный случай нашей связи с целым и нашего соотнесения с ним. Связы­ вая себя с тем, что принципиально контролируется нашим сознани­ ем, мы начинаем зависеть от частного, все больше утрачивая связь с целым. В этом случае событие будет восприниматься как помеха на пути нашего - сознательного - отношения к происходящему. Однако, с другой стороны, наше влечение к целому оборачивалось бы манией и маниакальностью, если бы мы периодически не устанавливали тер­ риториальные границы нашего существования на основе сознания. Установление аналитического отношения к миру помогает нам унять боль понимания своей конечности. И потому значительная, если не большая, часть наших сил уходит на выяснение обстоятельств и усло­ вий происходящего, когда мы сосредоточиваемся не на событии, а на контексте его возникновения. Мы словно хотим во чтобы бы то ни стало связать себя с конкретным, непременно желая соотнести со­ бытие со своим существованием. Мы акцентируем внимание не на самом событии, полагая, что оно имеет к нам прямое отношение не­ зависимо от нашей позиции к нему, и потому его у нас никому невоз­ можно отнять. Действия ребенка направлены на поддержание целостности его мира, взрослый же все больше сосредоточивается на своей част­ ной жизни и обособлении своего Я от всего остального. Так, взрос­ лея, мы выстраиваем среду своей личности за счет сосредоточения на тех частностях жизни, которые значимы именно для нас, но могут совершенно ничего не значить для любого другого. Мы взрослеем тогда, когда сталкиваемся с распадом целостности своего мира и раз­ рушением нашей с миром внутренней связи. Уроки рефлексии начи­ наются с момента, когда мы можем вдруг выделить и отделить одно от другого. Любая мелочь, «выделенная» нашим сознанием, значима для нас своей связанностью с нашим существованием. В соединении с ней мы как-то выстраиваем свою личность за счет некоторого обо­ собления от остального мира. Наша личность становится моделью нашей жизни. При много­ гранной личности жизнь человека способна развиваться в разных аспектах. При неразвитой личности, словно подвергнутой аборту, абортивной становится и жизнь человека. 10 - 1857

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz