Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

144 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ деленности себя и растворением в ней без остатка. Поэтому-то часты намерения во что бы то ни стало ограничить волю. Спор идет только о механизмах и мерах такого ограничения, тогда как значимость такого действия ограничения сомнения не вызывает. Как ни странно, но обладать волей можно только при условии отказа от нее. Приобщаясь к воле, попадаешь в ситуацию, когда про­ сто некому обладать ею, ибо исчезает сам носитель обладания. Единство класса феноменов основывается на общем признаке, становящемся основанием логического сопоставления разного как единого. Такой признак - это логический оператор, на основе сопо­ ставления с которым образуется логическая субстанция --субстанция класса феноменов. Взять, к примеру, признаки «круглого» или «красного», «твер­ дого» или «белого»: на основе любого такого признака можно выч­ ленить особый класс объектов. Интересна реальность выделения та­ ких классов сознанием ребенка. Ребенок устойчиво связывает себя с конкретным единичным значением, и потому детская реальность тяготеет к однозначности - к яркому звуку, к чистому цвету или строй­ ному тону. На основе таких признаков, в частности, выстраиваются сюжетные ходы в произведениях Льюиса Кэрролла. Однако и сознание взрослого человека нередко реализует себя через обращение к феноменам подобного рода. Чего стоят, в частно­ сти, наши резюме - «любопытно», «хорошо» или «интересно», под которые подводятся совершенно разные по своему происхождению типы ситуаций, явлений и событий, хотя по мере взросления усилива­ ется роль многозначности, в результате чего на смену четкости тонов и ясности очертаний мира приходят усложненность и утрата формы. Слово становится неким основанием, связующим разные дей­ ствия, события и предметы. Однако любое слово вторично по от­ ношению к охваченности - этих «действий», «событий» и «предме­ тов» - целым. Целым мира. Наша фиксация случившегося всегда условна: мы фиксируем то, что есть нечто, опираясь на то, что оно есть. Стоит обратить вни­ мание, что независимо от того, знаем мы то, что случилось, или не знаем, а только принимаем случающееся в качестве должного, мы уже оказываемся интегрированными и вовлеченными в случившееся какой-то гранью своего существа.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz