Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 143 Действиями нашей воли выявляется наш мир. В этом смысле мир явлен нам про-из-вольно, т.е. придан нам нашим же произво­ лением. Врываясь в нашу жизнь, мир в своей произвольности неве­ роятно быстро подставляет нам свои личины; причем всегда быстрее, чем мы это успеваем заметить. Вероятно, это можно рассматривать в качестве нашей неспособности соотносить себя с миром напрямую. Однако наше взаимодействие с миром совершается в мире. Мы связываемся с миром размерностью своего разумения и охватом своего умственного взора, но сам взгляд и само разумение раскрываются в акте воли. Отдаться воле бытия чрезвычайно трудно, ибо приходится жертвовать своим существованием, а иногда даже и преступать через него. Мы открываем мир за гранью определенных ситуаций и обстоятельств, т.е. в понимании гибели всего определен­ ного. Красивость этой фразы скрывает в своей глубине страшную мысль: только гибелью вещей мы способны прикоснуться к миру и ощутить его присутствие. Порой значима именно неопределенность, т.е. инфинитивность или сингулярность жизни. Посредством нее осуществляется спасение феноменов от переведения их в контролируемые нами предметности через отпущение их на свободу. Свободу мира! Возвращая феномены миру, мы придаем им его целостность и единство. В наших отношениях с миром нам, конечно, хочется, опреде­ литься. Придание определенности всему, с чем соприкасается чело­ век, становится - по мере его устроения в существующем - не просто задачей, а все выжигающей потребностью. Нам бы хотелось ввести нашу волю в границы, превратив ее в повеление, как и хотелось бы встроить логос в определенную логику. Показательно, что еще непро­ думанное и непонятое сразу подвержено «сведению» к само собой разумеющемуся. В отношениях с миром господствует «цеховая» ло­ гика: всему, чтобы быть допущенным к бытию в мире, требуется быть введенным в определенные границы и надлежит принять логику пре­ цедента. Симптоматично наше нежелание замечать те стороны мира, которые не входят в наше распоряжение и собственность. Мы - соб­ ственники, а мир, по-видимому, открывается только тому, кто спосо­ бен отказаться от собственности. Обретая свободу, воля тянется к тому, что ее вызвало, - к абсо­ лютному. К миру, т.е. к тому, что определяет человека в его безуслов­ ности. Отдаться воле страшно потому, что это чревато утратой опре

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz