Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

140 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ измерение своего существования, зацепившись за которое наша ин­ дивидуальность обретает форму продления своей естественности и ее преодоления. Понятно, что на грани и в пределе себя человек сосредоточивается, в первую очередь, в мысли, а потом уже - по­ средством мысли - расширяет природные основания своего суще­ ствования. В контексте акцентированного внимания на усилии все представления о субстанциальном понимании жизни непременно размываются и расшатываются, и человек сталкивается с множеством жизненных субстанций. В этой связи резко возрастает значение фе­ номенов, благодаря которым мы могли бы сосредоточиться на само­ ценных сторонах нашей жизни. В крайне редких ситуациях, встречу с которыми мы способны воспринять как редкую удачу, мы сталкиваемся с абсолютно завер­ шенными и самодостаточными феноменами, форма которых полно­ стью совпадает с содержанием в том смысле, что между ними практи­ чески нет никакой разницы и существенного зазора. Такие феномены характеризуются онтологической полнотой, и так как мы не можем считать ее принадлежащей только нам, то остро осознаем свою част­ ность и ограниченность. Как раз за счет внутренней «неспрягаемости» и «несклоняемо­ сти» феномена осуществляется превышение нашей определенности, и потому каждая встреча с таким феноменом может рассматриваться в качестве везения, ведь у нас в этом случае появляется дополнитель­ ное измерение отношения к своей жизни. Усложняясь, наш внутрен­ ний мир развивается, а с ним развиваемся и мы. Неспособность человека вверить себя силе феномена приводит к тому, что он осмысливает его в русле причинно-следственной ин­ терпретации, когда глубина и внутреннее измерение феномена вос­ принимаются в тех контекстах жизни, которые не имеют к нему пря­ мого отношения. В такой перспективе понимания не происходит. Не происходит потому, что человек не встречается с полнотой феноме­ на: вместо этого он видит только свою определенность, сложившую­ ся под влиянием частных случаев существования. Феномен сужается, тогда как его полнота отождествляется с тем, что доступно сознанию, опирающемуся на аналитическое отношение к миру. Попадая в па­ раметры аналитической размерности, феноменальное становится безвидным. Вот от него и избавляются: избавляются путем подмены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz