Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
140 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ измерение своего существования, зацепившись за которое наша ин дивидуальность обретает форму продления своей естественности и ее преодоления. Понятно, что на грани и в пределе себя человек сосредоточивается, в первую очередь, в мысли, а потом уже - по средством мысли - расширяет природные основания своего суще ствования. В контексте акцентированного внимания на усилии все представления о субстанциальном понимании жизни непременно размываются и расшатываются, и человек сталкивается с множеством жизненных субстанций. В этой связи резко возрастает значение фе номенов, благодаря которым мы могли бы сосредоточиться на само ценных сторонах нашей жизни. В крайне редких ситуациях, встречу с которыми мы способны воспринять как редкую удачу, мы сталкиваемся с абсолютно завер шенными и самодостаточными феноменами, форма которых полно стью совпадает с содержанием в том смысле, что между ними практи чески нет никакой разницы и существенного зазора. Такие феномены характеризуются онтологической полнотой, и так как мы не можем считать ее принадлежащей только нам, то остро осознаем свою част ность и ограниченность. Как раз за счет внутренней «неспрягаемости» и «несклоняемо сти» феномена осуществляется превышение нашей определенности, и потому каждая встреча с таким феноменом может рассматриваться в качестве везения, ведь у нас в этом случае появляется дополнитель ное измерение отношения к своей жизни. Усложняясь, наш внутрен ний мир развивается, а с ним развиваемся и мы. Неспособность человека вверить себя силе феномена приводит к тому, что он осмысливает его в русле причинно-следственной ин терпретации, когда глубина и внутреннее измерение феномена вос принимаются в тех контекстах жизни, которые не имеют к нему пря мого отношения. В такой перспективе понимания не происходит. Не происходит потому, что человек не встречается с полнотой феноме на: вместо этого он видит только свою определенность, сложившую ся под влиянием частных случаев существования. Феномен сужается, тогда как его полнота отождествляется с тем, что доступно сознанию, опирающемуся на аналитическое отношение к миру. Попадая в па раметры аналитической размерности, феноменальное становится безвидным. Вот от него и избавляются: избавляются путем подмены
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz