Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 139 процедуры формализации является разум. Чувства могут сопостав­ ляться между собой благодаря сознанию. Причем через введение мысли в непосредственное чувствование и его преобразование осу­ ществляется как повышение, так понижение чувства. Иначе говоря, аналитическое отношение человека к своим чув­ ствам и чувствам других людей связано с мыслительным «располо­ жением» человека поверх чувственного континуума. Речь идет о не­ обходимости введения в чувственную среду инстанции языка, пусть даже не в виде выстроенного текста и не в виде слова, а в виде вос­ клицания, стона, крика. Важным моментом становится то, что этот крик и этот стон уже ожидаются присутствующим, а значит, объем- лются единой языковой артикуляцией. На основании коммуникации наших чувств выстраиваются все коммуникации человека с самим собой и другими людьми независимо от того, имеют они публичный или интимный характер. Посредством реального укрупнения чувств создаются менее или более изощренные аудиальные или визуальные образные среды, единящие чувственный и ментальный планы нашей жизни. Эти обра­ зы способствуют формированию человеческих единств и историче­ ских единиц культурного опыта, включая опыт чувственной культуры. При изучении различных культур следует учитывать то обстоятель­ ство, что, наряду с культурами, выстроенными на основе коммуника­ ции сложных текстов, можно допустить теоретическую возможность существования иных культур, реализующих опыт коммуникации лю­ дей на основе первичной формализации чувств путем обращения к стонам, крикам и восклицаниям. В ситуациях риска человек, вынуждаемый к разрыву со сложив­ шимися, было, представлениями о самом себе, вынужденно экспе­ риментирует со своим устоявшимся образом. Риск помогает нам вос­ принять новое, хотя это всегда происходит через отказ от привычного и потому воспринимается с трудом. Все самое значительное совершается на пределе наших сил ввиду того, что в усилии мы превышаем себя, констатируя делом, что нам себя мало. Именно из-за нехватки и недостатка себя, что пере­ живается явно и остро, мы стремимся к своему превышению. Таким превосхождением и превышением себя обретаем дополнительное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz