Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 139 процедуры формализации является разум. Чувства могут сопостав ляться между собой благодаря сознанию. Причем через введение мысли в непосредственное чувствование и его преобразование осу ществляется как повышение, так понижение чувства. Иначе говоря, аналитическое отношение человека к своим чув ствам и чувствам других людей связано с мыслительным «располо жением» человека поверх чувственного континуума. Речь идет о не обходимости введения в чувственную среду инстанции языка, пусть даже не в виде выстроенного текста и не в виде слова, а в виде вос клицания, стона, крика. Важным моментом становится то, что этот крик и этот стон уже ожидаются присутствующим, а значит, объем- лются единой языковой артикуляцией. На основании коммуникации наших чувств выстраиваются все коммуникации человека с самим собой и другими людьми независимо от того, имеют они публичный или интимный характер. Посредством реального укрупнения чувств создаются менее или более изощренные аудиальные или визуальные образные среды, единящие чувственный и ментальный планы нашей жизни. Эти обра зы способствуют формированию человеческих единств и историче ских единиц культурного опыта, включая опыт чувственной культуры. При изучении различных культур следует учитывать то обстоятель ство, что, наряду с культурами, выстроенными на основе коммуника ции сложных текстов, можно допустить теоретическую возможность существования иных культур, реализующих опыт коммуникации лю дей на основе первичной формализации чувств путем обращения к стонам, крикам и восклицаниям. В ситуациях риска человек, вынуждаемый к разрыву со сложив шимися, было, представлениями о самом себе, вынужденно экспе риментирует со своим устоявшимся образом. Риск помогает нам вос принять новое, хотя это всегда происходит через отказ от привычного и потому воспринимается с трудом. Все самое значительное совершается на пределе наших сил ввиду того, что в усилии мы превышаем себя, констатируя делом, что нам себя мало. Именно из-за нехватки и недостатка себя, что пере живается явно и остро, мы стремимся к своему превышению. Таким превосхождением и превышением себя обретаем дополнительное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz