Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

138 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ «производящего» времени все иные хронологические отрезки полу­ чают смысловую определенность. Уловить такое - особое - время ввиду его изначальности чер­ товски трудно, как, впрочем, схватить любое начало. Первые встречи и первые расставания, первые события и первые поступки - их мы пере­ живаем практически всю свою жизнь. Наша жизнь развертывается из опыта первой любви и опыта первой измены, из первого опыта встречи с человеческим и первого опыта поражения в нем. Первые темы захва­ тывают нас целиком. Может быть, именно поэтому отдельные частицы нас, которые ничего друг о друге не знают, способны быть собранными в некие целостности в виде ансамблей и композиций. Когда историк фиксирует историческое положение дел, то в этом случае определяется конкретная смысловая перспектива в по­ нимании произошедшего в его связи с настоящим. Это обретается за счет внесения дополнительных по отношению к текучести прошлого принципов, посредством которых между событиями прошлого воз­ никает некая дистанция. Имманентная связь текучих моментов про­ шлого становится разбалансированной: одно событие обособляется от других. За счет этого некие стороны прошлого оказываются связан­ ными с настоящим в общей смысловой перспективе. В содержатель­ ное измерение прошлого вводится некая фиктивная конструкция, т.е. принцип, благодаря чему конструируется особое место, в которое по­ мещается тот, кто пытается понять историю. Сначала это - историк, потом - через него - люди, народы, нации. Историк опирается на пространственно-временную среду, ор­ ганизованную особым образом. Посредством нее формируется сово­ купность устойчивых дополнительных способов понимания прошлого по отношению к тем, что существовали раньше. * * * Наши чувства подвижны и изменчи­ вы, ибо мы живы. Перманентная изменяе­ мость чувств проявляется в том, что одни из них притупляются, тогда как другие обостряются. Способом укрупнения на­ ших чувств путем уменьшения их «содер­ жательного» влияния на нас посредством

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz