Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

136 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ли вводить в нее формальный компонент, у нас нет. Формы связыва­ ют содержания в устойчивые группы, ансамбли и конфигурации: такая «устойчивость» определяется силой мысли и существует ровно столько, сколько существует мысль до момента ее извращения и распада. По ме­ ре обретения формализованных континуумов внутри нашей жизни, т.е. областей, пронизанных мыслью, мы собственно и взрослеем. И еще. Сила анализа связана с обретением нами способности мыслительного продвижения. Анализ имеет характер поступатель­ ного и наступательного движения, причем энергия такого движения только приостанавливается, но никак не исчезает при синтезе. На­ против, спонтанные действия ребенка, не собранные в перспективе цели, сопровождаются возвращением к исходным принципам и, по сравнению с аналитическим отношением к жизни, выглядят отступле­ ниями от главного. С позиций анализа такое возвращение к себе не рассчитываемо и вполне может расцениваться как глупость. Аналити­ ческое отношение всегда строится, исходя из существующего, когда мы дорожим тем, что есть. Однако таково положение дел с позиций взрослого, тогда как ребенок живет такими «нерасчитываемостями» и «глупостями»: для него такие самостоятельные акты, направленные сами на себя, пред­ стают основаниями и элементами психики, формируя его как челове­ ка. Заметим, что и во взрослом состоянии мы не можем полностью отказаться от неаналитических действий и периодически испытываем потребность в их совершении. Речь идет о поступках, т.е. о тех актах, которые значимы для нас, но со стороны того, кто втянут в аналитиче­ ское продвижение по жизни, они воспринимаются как «глупость». В этом контексте поступки часто расцениваются как нелепость: они бук­ вально не лепятся к наступательному движению человека по овладе­ нию им как своей, так и чужой жизнью, которая в такой перспективе понимается чем-то пассивным. Но именно совершение поступков по­ зволяет человеку пережить самостоятельность своей жизни и совер­ шать периодические процедуры возвращения к самому себе. Ввиду «нелепости» и «беспричинности» поступков их сложно опи­ сывать, ведь в этом случае не можешь не прибегать к форме последова­ тельного описания, которое к поступку прямого отношения не имеет. За­ метим, что стремление сосредоточиться сугубо на поступке, тогда когда ты втянут в ритм существования, преимущественно не достигает цели. Ориентация этики на должное может совсем не совпадать с существо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz