Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 135 становлению субъекта. Предлагаемые в истории философии аппара­ ты трансцендентального анализа, начиная с платоновских эйдосов, направлены на решение этой проблемы. Итак, обида собирает рассеянную субъективность человека вну­ три, тогда как именно соблюдение обязательной дистанции между нами и объектом нашего рассмотрения становится основанием для объективного рассмотрения проблемы. * * * Противоречие между целостностью жизни человека в каждый ее миг, с одной стороны, ичастным характером ее существо­ вания, с другой стороны, - это одна из форм фундаментального противоречия между бессмертностью души и смертностью тела. Наши суждения о бесконечном не могут не быть противоречивы. Однако намерение как-то схватить «скрытый» объем жизни, исходящий из ориентации на бесконечное, обязательно проявляется в какой-то момент в жизни каж­ дого. В перспективе целостного понимания каждый акт существования имеет своего трансцендентального двойника: например, единство тела раскрывается в понятии «души», а единство действия - в «поступке». Наша суть выявляет себя во взаимодействии этих двух начал. Можно попробовать сформулировать закон взросления следую­ щим образом. Человек взрослеет за счет появления в его жизненной среде формального момента и благодаря его постоянному усилению. Это происходит там и тогда, где и когда мы все более последователь­ но вытесняем спонтанное отношение к жизни, заменяя его аналити­ ческим отношением. Понятно, что формальное - безлично, хотя мы и стремимся придать ему свое личное «прочтение». Речь идет о ста­ новлении дополнительного восприятия жизни по отношению к тому, что отпущено нам природой. Взрослый человек дорожит своей обеспеченностью такими - до­ полнительными - измерениями, благодаря которым, допускаясь к су­ ществованию, все спонтанное непременно дозируется. Благодаря этому он может понимать законы жизни и строить свое существование «за­ конным» образом. Другого способа для противостояния энтропии путем допущения принципиальной аналитической прозрачности жизни, неже

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz