Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.
134 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ мое на основе мыслительных рефлексий и установки на субъектно объектное восприятие своей жизни, как раз преобразует нашу субъ ективность в субъектность. Впечатление несет на себе отпечаток встречи человека с ми ром. Правда, яркость впечатления со временем утрачивается: интен сивность переживания нами своего впечатления блокируется рас судком, когда уникальное схематизируется и теперь уже может быть соотнесено с чем-то другим, представая единицей информации. Сам онтологический статус события внутри «схемы» и «типа» изменяется: событие теряет свое лицо и свою индивидуальность. Глубина и ве личина события сжимаются до поверхности. «Вынуть» впечатление из информативного ряда, возвращая событию некий объем, можно только за счет дополнительной энергии. Для того чтобы человек мог проникнуть в свое впечатление и соприкоснуться со своим внутренним миром, в механизме поддер жания объективной картины мира должна произойти некая приоста новка. Этот «прерыв» или «сбой» в деле налаженного знакового поля связан с всплеском нашей субъективности и ее интенсификацией. В частности, такова ситуация обиды, когда наша субъективность мгно венно сгущается и усиливается, деформируя своим появлением усто явшуюся, казалось бы, среду знаков, их пространство и время. Оби жаясь, человек мгновенно погружается в себя и замыкается в себе. В нашем отечественном ментальном пространстве действует тен денция нивелирования усилий, связанных с усложнением мира. В си туации непродуманное™ проблемы предстают в качестве обиды: обиды на близких и далеких, на бедных и богатых, на свою Родину и на другие страны. В обиде выражается отношение к своей жизни, за которую ты не хочешь нести ответственность ввиду своего нежелания или неумения. Анализ обиды позволяет увидеть, что любое наше «погруже ние» во впечатление связано с коллапсом знаковых полей, присущих объективной картине мира. Вместе с тем растворение нас и нашего Я во впечатлении не позволяет нам ни собраться в себе, ни осознать саму фактичность впечатления. И для того и для другого необходи мо обособление впечатления от всего остального. Необходимо найти опору, которая могла бы стать рычагом концентрации и собранности нашей субъективности в определенной величине мысли, приводя к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz