Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 131 Символы всегда связаны с настоящим: с настоящим любой ин­ дивидуальности, будь то настоящее человека, семьи, нации или на­ рода. Символ воздействует на нас - настоящих, т.е. затрагивает на­ ше присутствие, ибо связан с интерпретацией и толкованием нашего жизненного мира. В этом смысле символ напрямую соотносится с тем, что есть и длится в настоящем. Знак, напротив, ориентирует на то, что уже произошло и случилось. В настоящем, взятом самом по себе, нет никакого содержания: содержание возникает в момент совмещения настоящего с прошлым или будущим. Потребность в содержательном описании жизни воз­ никает у нас при распаде настоящего, тогда как в эпицентре настоя­ щего сгорает любая попытка удержаться за прошлое, как сгорает и надежда разместиться в будущем. Реальность образуется посредством актов понимания, изымаю­ щих наши действия из прошлого и переводящих их в разряд настоя­ щего. Акт понимания фактически изменяет уровень и ранг случивше­ гося, помещая его в измерение событий. Собственно и измерение события Я образуется благодаря вос­ поминанию и пониманию того, о чем помнишь. Иначе говоря, на­ сколько мы вложили себя в прошлое, чтобы его понять, настолько наше Я и есть. До момента нашего усилия и труда по вложению се­ бя в прошлое и продлению его в настоящем мы пусты: пусты в том смысле, что все еще может случиться, а значит, наше Я может стать любым. Стать чем или кем угодно, даже если мы этого и не предпо­ лагаем. Такая «пустота» является залогом нашей индивидуальности, позволяя нам каждый раз быть и быть собой. Пустота - это другое название слова «возможность», которое связано с выделением того значения, что еще ничего не определено, и все еще может случиться, а потому все зависит от нас; точнее - от нашего действия или бездействия. И если знак напрямую связан со стабильностью, а мы обращаемся к нему именно в том случае, когда намереваемся обратить внимание на неизменное, то в ситуации при­ влечения внимания к изменению и удержанию изменения в настоя­ щем мы прибегаем к символическим образованиям, внутри которых затем располагаемся и обживаемся. Понимая, мы изменяемся, ибо понятое входит в нас, а мы - в понятое. В результате этого, случаи нашей жизни обращаются в собы­ тия, а сама жизнь может теперь рассматриваться в иной, нежели до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz