Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 129 нашего присутствия условиями существования. Присутствие не дано: оно задано. Независимо от того, что мы к себе всегда опаздываем, наше присутствие всегда целостно, хотя его воплощение в параме­ трах существования всегда случайно и дробно. По отношению к наиболее важному мы всегда опаздываем: мы замечаем его тогда, когда оно уже случилось. Мы видим и пони­ маем жизнь в отсвете уже случившегося события. Любое наше кон­ кретное состояние всегда несет на себе отпечаток частного. Когда же мы сталкиваемся с чем-то или кем-то другим, то его мы понимаем именно в соответствии с собой и без присущих ему противоречий, т.е. видим его частность. Определенность всего другого восполня­ ется именно нами; нашими представлениями и нашими знаниями, а посредством этого восполняется миром. Так что с полнотой как таковой мы сталкиваемся в себе, но всегда посредством обращения за пределы себя - к другому. Через это «другое» мы приобщаемся к миру. Человек - это арена борьбы между инстинктом и мыслью. Ес­ ли мыслительные способности дремлют, то вместо них реализуются исключительно природные способности, способности растительные и животные. Язык связан именно со способностью воспроизводства сугубо человеческих состояний, в основании которых коренится мыш­ ление. Посредством упрочения языка в природной жизни человека отвоевывается место для нашего присутствия. Даже в ситуациях огра­ ниченной возможности для реализации языковых способностей у нас нет никакого другого способа, благодаря которому мы можем вытес­ нять природное и длить человеческое, нежели опираться на язык. Это вынуждает нас к поиску возможностей выстраивания своих отноше­ ний с языком. Обратим внимание на то, что наиболее важные события жизни связаны с воздействием на нас беспредельных и явно превышающих наше существование феноменов, таких как любовь, страсть, смерть и некоторых других. Каждый из них превышает любую возможную форму своей содержательной реализации в нашей жизни. С одной стороны, мы не можем пережить ни один из этих фе­ номенов в абсолютном смысле, не можем вместить любой из этих 9-1857

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz