Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

128 СЕРГЕЕВ АНДРЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Мы определяемся в качестве некоей человеческой величины, всегда исходя из своей дремучести. Наша определенность возникает в качестве некоей величины на фоне неопределенного. И если мы этого не понимаем, то склонны объяснять свою темноту невежеством других людей. В этом случае, будучи заложниками своей серости, мы стремимся последовательно и настойчиво просветить этих людей независимо от их хотения, ибо считаем, что эти «другие» чего-то и как-то не понимают. Думается, что тоталитаризм берет свой исток как раз в этом нашем побуждении, связанном с отождествлением себя с провиденциальной силой, хотя в действительности эта наша - псев- допровиденциальная - установка сознания «напитывается» и под­ крепляется нашей внутренней темнотой. Случаясь, понимание фиксирует ситуацию состоявшегося раз­ личения, когда я сознаю то, чем или кем я являюсь, помимо того, что я есть. И я являюсь собой как для себя, так и для любого другого. Понимание фиксирует момент различения разных составляющих моего Я. Наше Я, данное нам фактически в качестве разных моментов в зависимости от жизненных ситуаций, само по себе есть артефакт. Мы преодолеваем чуждость фактичности нашего состояния, когда мы мо­ жем находиться вне себя именно за счет введения артефакта Я. Оператором, благодаря которому осуществляется синтез разных моментов нашей жизни, могут выступать как психика, так и тело. В этом случае наша жизнь предстает в качестве некой порции или серии содержаний, формальным основанием связи которой и знаменателем, с помощью которого соотносятся между собой различные содержания нашей жизни, является либо телесная, либо душевная субстанция. * * * Трудно периодически совершать от­ крытие в себе другого. Трудно, но необхо­ димо. Вместе с тем обращение к процеду­ ре своего различения, когда мы способны заметить в себе другое, осуществляется на фоне того, что этому предшествует целост­ ность нашего присутствия, которая не дана нам в обладание, ввиду ограниченности

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz