Сергеев, А. М. Ключи : (философские размышления) / А. М. Сергеев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2011. - 223 с.

КЛЮЧИ: ФИЛОСОФСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ 127 нят не это, а умение придавать направленность как своей, так и чужой мысли. В первом случае благодаря рефлексии вся наша активность со­ средоточивается на нас самих, чем мы обретаем свое место и время. Во втором случае мы отвлекаемся от себя вовне, приучаясь положительно оценивать способность отрешения от «своего» в интересах «чужого» и решать вопрос о всеобщем не путем непосредственного обращения к самим себе, а, напротив, через отвлечение от своего собственного. В направленности мысли именно на мои состояния формируется среда сугубо моего и только моего обитания с выделением специфики состояний, говорящих мне о себе самом. Интересно, что когда человек сравнивает свое рефлексивное отношение с опытом другого, он видит некую повторяемость состояний. Сами состояния, разумеется, повто­ ряться не могут, их содержание всегда различно и сугубо индивидуаль­ но, однако повторяется мыслительное - к ним - отношение. На основе мысли мы собственно и можем соотносить свой опыт познания своих состояний с опытом других людей, придавая ему уни­ версальное значение. Мы хотим понять себя даже ценой избавления от особенного, намереваясь выявить некий закон своих переживаний и избавляясь от того, что нам в себе непонятно. Мы стремимся вы­ нести себя. И делаем это, прибегая к мысли. И все-таки при «переводе» состояния к мысли всегда остается некий неотрефлексированный «остаток», связанный с индивидуаль­ ностью моих переживаний, образующих ту часть моего мира, которая составляет некую глубину моей психики. Мы все и отличаемся таки­ ми - внутренними - складками. Психику отдельных людей можно уподобить водоемам с раз­ ными глубинами, по отношению к которым мысль становится неким выравнивающим действием, хотя и не может служить устройством, которое позволяло бы полностью и навсегда конвертировать содер­ жания нашей психической жизни. Мыслительная рефлексия устраня­ ет непосредственность нашего отклика на внутреннюю жизнь нашей психики, устанавливая режим опосредованного отношения к ней. Любое наше впечатление уже всё в себе содержит, но для того чтобы нам это стало понятно, нужно обратиться к мысли, которая только и способна вывести содержание нашего впечатления из внутренней не- просветленности наружу. Чтобы понять себя и выйти к себе из темно­ ты своей субъективности, нам непременно нужно потрудиться. Нуж­ но утруднить свою психическую жизнь своей мыслью.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz